- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2004 года Дело N А56-27274/03
[Суд признал незаконными действия таможни по изъятию и удержанию на складе временного хранения транспортных средств и товаров, перевозимых обществом, установив, что транспортные средства задержаны сотрудниками таможни и помещены на склад временного хранения без согласия общества, и несмотря на обращения общества, таможня препятствовала их дальнейшему таможенному оформлению]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В., при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Норд Нек" - Рязанова С.А. (доверенность от 15.08.2003 б/н), Выборгской таможни - Волынского Н.Г. (доверенность от 25.12.2003 N 05-01/29619), рассмотрев 13.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение от 07.10.2003 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 25.12.2003 (судьи: Кадулин А.В., Старовойтова О.Р., Гайсановская Е.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27274/03, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд Нек" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Выборгской таможни (далее - таможня) по изъятию и удержанию на складе временного хранения транспортных средств и товаров, перевозимых обществом.
Решением суда от 07.10.2003 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Таможенный орган полагает, что задержанные транспортные средства пересекли таможенную границу Российской Федерации, находились в зоне таможенного контроля, а, следовательно, подлежали таможенному контролю.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, сотрудниками таможни 17.07.2003 после прохождения государственной границы Российской Федерации, но до въезда на таможенный пост "Торфяновка" и подачи уведомления, задержаны и направлены на склад временного хранения "ДГУП "Ростек Выборг" два грузовых автомобиля с товаром, регистрационные номера М224ВО47/АМ432547 и М223ВО47/АМ432447. Указанные автомобили арендованы заявителем для перевозки товара со склада "Gs-Logistics" (Котка) отправитель - "Sarant Corporation" (Женева) в адрес общества с ограниченной ответственностью "Oil XX vek" (Москва).
В соответствии со статьей 191 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю.
Согласно статье 192 Таможенного кодекса Российской Федерации при ввозе товаров таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы Российской Федерации.
Определение понятия "таможенной территории" и "таможенной границы" Российской Федерации даны в статье 3 Таможенного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации.
Согласно статье 132 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление начинается не позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа Российской Федерации заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка совершения предварительных операций, предусмотренных данным Кодексом. К предварительным операциям относятся все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (статья 137 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о предварительных операциях таможенного оформления в автомобильных пунктах пропуска, утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24.02.2000 N 147 (далее - Положение), к предварительным операциям, проводимым в автомобильном пункте пропуска, относятся действия, предшествующие оформлению перевозки товаров под таможенным контролем либо основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, в том числе уведомление перевозчиками таможенных органов Российской Федерации о пересечении таможенной границы Российской Федерации; проверка и оформление документов, необходимых для таможенных целей.
Согласно пункту 1.7 Положения предварительные операции проводятся после осуществления пограничного и транспортного контроля. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные предварительные операции проводятся совместно с другими государственными контролирующими органами.
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что уведомление таможенного органа Российской Федерации о пересечении таможенной границы Российской Федерации производится лицом, управляющим транспортным средством, не позднее 30 минут, после прохождения пограничного и транспортного контроля.
Судом установлено и таможенным органом не оспаривается, что транспортные средства помещены таможенным органом на склад временного хранения до прохождения автомобилями транспортного контроля. В связи с этим общество не уведомляло таможню о пересечении таможенной границы Российской Федерации. То есть предварительные операций таможенного оформления не были начаты (пункт 1.6 Положения). Фактически в нарушение приведенных норм предварительные операции были начаты таможенным органом до подачи обществом надлежащего уведомления.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель таможни не указать законного обоснования причины, по которой автомашины, которые еще не пересекли таможенную границу Российской Федерации не могли находиться в накопителе, а должны были быть помещены на склад временного хранения.
В кассационной жалобе таможня ссылается на то, что оформление транспортных средств было приостановлено на стадии прохождения контроля транспортной инспекции по причине отсутствия у водителей автомобилей лицензионных карточек на автомобили.
Как следует из пункта 2.15 Положения, в случае если документы, указанные в пункте 2.3 Положения, не представлены либо не содержат сведений, указанных в пункте 2.8 Положения, сотрудник таможенного органа принимает решение о приостановлении оформления документов, представленных при уведомлении, и извещает перевозчика о необходимости представления дополнительных документов и сведений. При этом товары по желанию перевозчика могут быть вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации; размещены на отдельной площадке в зоне таможенного контроля, расположенной на территории автомобильного пункта пропуска, с дальнейшим представлением таможенному органу недостающих документов и сведений; с согласия владельца товаров размещены на складах временного хранения; помещены под процедуру доставки товаров под таможенным контролем.
Кассационная инстанция считает, что в соответствии с пунктом 2.15 Положения общество имело право вывезти транспортные средства обратно - за пределы территории Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что транспортные средства задержаны сотрудниками таможни и помещены на склад временного хранения без согласия заявителя. Более того, несмотря на обращения общества, таможня препятствовала их дальнейшему таможенному оформлению.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия считает законным и обоснованным вывод суда апелляционной инстанции относительно незаконности действий таможни по изъятию и удержанию на складе временного хранения транспортных средств и товаров, перевозимых обществом.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение от 07.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 25.12.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27274/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.Корпусова
Судьи
С.Н.Бухарцев
Д.В.Хохлов
Текст документа сверен по:
рассылка