почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
22
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2004 года Дело N А13-5690/04-07АП


[Суд признал незаконным и отменил постановление управления валютного контроля о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку пришел к выводу, что в ходе производства по делу об административном правонарушении управление не исследовало вопрос о виновности общества в совершении вменяемого ему правонарушения, не дало никакой оценки соответствующим доказательствам]

    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Корпусовой О.А. и Хохлова Д.В., при участии: от закрытого акционерного общества "Австрофор" - Корчагина Д.В. (доверенность от 05.05.2004), от Северо-Западного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации - Кукарева В.А. (доверенность от 09.01.2004), рассмотрев 30.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.06.2004 по делу N А13-5690/04-07АП (судья Богатырева В.А.), установил:
    
    Закрытое акционерное общество "Австрофор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Северо-Западного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации (далее - управление) от 11.05.2004 N 40-04/10П о назначении административного наказания на основании части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    
    Решением суда от 04.06.2004 оспариваемое заявителем постановление управления признано незаконным и отменено.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права - пункта 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле), положений Инструкции Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 13.10.99 N 86-И и N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее - Инструкция от 13.10.99), а также статьи 28.5 КоАП РФ. Управление считает, что суд а результате неверного истолкования норм материального права сделал ошибочный вывод об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения. Кроме того, по мнению подателя жалобы, выводы суда о существенном нарушении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности являются ошибочными.
    
    В отзыве на жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении.
    
    В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, а представитель общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить решение суда без изменения.
    
    Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
    
    Как видно из материалов дела, 15.01.2004 управление вынесло определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а 26.04.2004 составило в отношении общества протокол по признакам административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ (листы дела 24, 45-47).
    
    Основанием для квалификации управлением действий общества по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ послужило следующее.
    
    Общество в 2003 году заключило пять внешнеэкономических контрактов на поставку товаров на экспорт и оформило паспорта сделок. В соответствии с этими контрактами товары экспортированы обществом в период с мая 2003 года по март 2004 года по восемнадцати ГТД. Соответствующие контракты и ГТД указаны в материалах дела об административном правонарушении (листы дела 45-46, 55).
    
    В ходе таможенно-банковского контроля выявлено, что в период с мая 2003 года по апрель 2004 года общество неоднократно нарушало сроки представления в уполномоченные банки ксерокопий ГТД по экспортным контрактам. Тем самым заявителем нарушены пункты 4.7, 4.9 Инструкции от 13.10.99, согласно которым экспортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в уполномоченный банк ксерокопию ГТД. В случае, если ксерокопия ГТД не может быть представлена экспортером в банк в указанный срок, территориальное учреждение банка на основании письменного заявления экспортера с указанием причин невозможности своевременного представления ксерокопии ГТД вправе продлить срок представления ксерокопии ГТД экспортером в пределах 30 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров либо на больший срок по согласованию с ГТК России.
    
    Копии ГТД по экспортным контрактам представлены обществом в уполномоченные банки с нарушением пятнадцатидневного срока, установленного Инструкцией от 13.10.99. Задержка представления копий ГТД составила от одного до двадцати дней.
    
    Управление посчитало, что в действиях общества содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, - несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов, поскольку Инструкцией от 13.10.99 устанавливается порядок представления экспортером отчетности по валютным операциям.
    
    Оспариваемым постановлением управления общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ. Заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 МРОТ, что соответствует минимальному размеру санкции указанной нормы права. При назначении административного наказания управлением приняты во внимание смягчающие административную ответственность обстоятельства применительно к статье 4.2 КоАП РФ (лист дела 56).
    
    Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии в действиях общества объективной стороны правонарушения, поскольку по смыслу части 4 статьи 15.25 КоАП РФ копия ГТД не является отчетностью по проводимым резидентом валютным операциям.
    
    Суд кассационной инстанции считает этот вывод ошибочным по следующим основаниям.
    
    В соответствии с пунктом 4.7 Инструкции от 13.10.99 экспортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров (графа "Д" ГТД) представляет в Банк оформленную в соответствии с требованиями пункта 4.6 Инструкции ксерокопию ГТД, которая используется Банком для формирования ведомости и помещается в досье. Следовательно, ксерокопия ГТД не может не являться частью отчетности по валютным операциям, а непредставление либо несвоевременное представление ксерокопии ГТД образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
    
    Однако ошибочность этого вывода суда не привела к принятию неправильного решения по существу спора.
    
    Из материалов дела следует, что по факту составления протокола об административном правонарушении от 26.04.2004 общество направило в адрес управления объяснения по существу предъявленных обвинений (исх. N 542 от 07.05.2004, лист дела 51). Объяснения направлены заявителем по факсу и приобщены управлением к материалам дела.
    
    По своему содержанию объяснения направлены на полную и всестороннюю оценку субъективной стороны правонарушения, вмененного заявителю в связи с несвоевременным представлением ксерокопий ГТД, с учетом целого ряда фактических обстоятельств - удаленности предприятия от мест расположения таможенных органов, длительности почтовых пробегов, масштабов экспортной деятельности заявителя.
    
    В оспариваемом постановлении управление не дало никакой оценки ни одному из указанных обстоятельств.
    
    Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
    
    Из протокола об административном правонарушении и из оспариваемого постановления следует, что в ходе производства по делу об административном правонарушении управление не исследовало вопрос о виновности общества в совершении вменяемого ему правонарушения, не дало никакой оценки соответствующим доказательствам. В ходе судебного производства доказательства вины общества суду не представлены.
    
    В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспариваний решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
    
    При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда по существу отвечает положениям статьи 1.5 КоАП РФ, статьям 65 и 210 АПК РФ. Удовлетворение заявления общества в данном случае связано с недоказанностью управлением фактического основания для принятия оспариваемого постановления, которым является состав правонарушения в единстве всех его элементов. При этом отсутствует необходимость дополнительного исследования и оценки доказательств, представленных участниками спора. Управление располагало в суде первой инстанции всеми возможностями для доказывания соответствующих обстоятельств, но реализация им процессуальных прав не привела к результату, выгодному для управления с процессуальной точки зрения.
    
    Вместе с тем суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
    
    Доводы жалобы, связанные с судебной оценкой процедурных нарушений, допущенных управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении, являются обоснованными по праву.
    
    Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
    
    Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (пункт 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
    
    Таким образом, арбитражному суду надлежит оценивать нарушения административным органом положений раздела IV КоАП РФ в связи с их фактическими процессуальными последствиями по делу об административном правонарушении.
    
    Суд первой инстанции в нарушение части 2 статьи 65 и статьи 71 АПК РФ ограничился лишь констатацией самих нарушений, не дав им оценки применительно к полноте выяснения фактических обстоятельств дела об административном правонарушении, а также к соблюдению процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности.
   
    Однако нарушение судом норм процессуального права в данном случае не привело к принятию неправильного решения по существу спора.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.06.2004 по делу N А13-5690/04-07АП оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
    
    

Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи:
О.А.Корпусова
Д.В.Хохлов

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование