- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2004 года Дело N А21-2170/04-С1
[Товары подлежали временному хранению в зоне таможенного контроля в течение трех суток, по истечении которых таможня должна была распорядиться товарами применительно к положениям главы 41 ТК РФ (реализовать, уничтожить или утилизировать), следовательно, действия таможни
по удержанию полуприцепов не соответствуют закону]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Блиновой Л.В. и Корпусовой О.А., при участии от Неманской таможни Лобановой А.А. (доверенность от 23.12.2004), рассмотрев 27.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Неманской таможни на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2004 по делу N А21-2170/04-С1 (судьи: Можегова Н.А., Сергеева И.С., Мялкина А.В.), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансКалининград" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании действий Неманской таможни (далее - таможня) по удержанию принадлежащих обществу транспортных средств (двух полуприцепов) 1992 года выпуска, государственные номера АВ 1252 39 RUS, АВ 0943 39 RUS, шасси N 1129822, ZВАS326R2ZDK022760.
Третьим лицом к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "РусТрансСервис" (далее - ООО "РусТрансСервис").
Решением от 07.07.2004 (судья Приходько Е.Ю.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2004 решение суда отменено. Оспариваемые действия таможни признаны незаконными начиная с 24.02.2004.
В кассационной жалобе таможня просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 07.07.2004. По мнению подателя жалобы, постановление апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального права - положений статей 8, 13, 78, 431 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года (далее - ТК РФ). Кроме того, доводы жалобы связаны с необходимостью реализации Федерального закона от 25.11.94 N 49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением".
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Представители общества и ООО "РусТрансСервис", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в феврале 2004 года общество на основании транспортных заказов, полученных от ЗАО "Belmonto takas" (Литовская Республика), предоставило для международной перевозки груза (шин б/у) транспортные средства - два автомобиля "Скания-113" с двумя полуприцепами. Согласно этим заказам и международным товарно-транспортным накладным (СМR) общество является перевозчиком груза, а его получателем - ООО "БалтВторПром" (листы дела 7-9, 11).
Судом первой инстанции установлено, что груз следовал из Литовской Республики в город Калининград, ввезен на таможенную территорию Российской Федерации, но не прошел таможенное оформление. После прохождения пограничных пунктов пропуска и процедуры таможенного контроля таможня 11.02.2004 направила транспортные средства с грузом на склад временного хранения (далее - СВХ) "БВК-Инвест", расположенный в городе Советске.
Впоследствии, 20.02.2004, таможня получила заключение эксперта экспертно-криминалистической службы N 2 СЗТУ ГТК РФ N 338, согласно которому шины (груз) относятся к категории "бывших в употреблении" и не пригодны для дальнейшей эксплуатации на автомобилях.
В письме от 25.02.2004 N 23-07/61 таможня сообщила обществу о помещении товаров на СВХ "БВК-Инвест", определив предельный срок хранения - 27.02.2004. При этом таможня указала, что в случае невывоза товаров по истечении срока хранения распоряжение указанными товарами производится в соответствии с главой 41 ТК РФ (лист дела 24).
Ввоз в Российскую Федерацию такого груза ("шины старые", код ТН ВЭД 4012 20) запрещен в соответствии с приложением N 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442. Указанное постановление принято Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и обязательств Российской Федерации, вытекающих из Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
Факт принадлежности шин к категории отходов, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, не оспаривается участниками спора.
С 11.02.2004 до момента обращения общества в суд принадлежащие заявителю полуприцепы 1992 года выпуска, государственные номера АВ 1252 39 RUS, АВ 0943 39 RUS, шасси N 1129822, ZВАS326R2ZDK022760, удерживались таможней, что и послужило фактическим основанием для заявления соответствующих требований.
Удовлетворяя заявление, суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ТК РФ товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Вывоз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (статья 362), за счет лиц, указанных в статье 16 ТК РФ. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с главой 41 ТК РФ.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 103 ТК РФ в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 и пунктом 8 статьи 377 названного Кодекса, временное хранение товаров осуществляется в сроки, указанные в этих статьях. Продление этих сроков не допускается. Исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня их помещения на склад временного хранения либо со дня приобретения товарами статуса товаров, находящихся на временном хранении, в соответствии с ТК РФ.
В силу пункта 5 статьи 103 ТК РФ распоряжение товарами по истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, производится в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.
Главой 41 ТК РФ ("Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами", статьи 428-434 Кодекса) установлены, в частности, правила распоряжения товарами, срок временного хранения которых истек (статья 429 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 ТК РФ распоряжение товарами и транспортными средствами осуществляется организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации, путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем согласно пункту 5 статьи 78 ТК РФ запрещается разгрузка товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание приведенные нормативные положения, суд апелляционной инстанции признал моментом приобретения товарами соответствующего статуса (товаров, запрещенных к ввозу) 20.02.2004, дату получения таможней экспертного заключения. Суд кассационной инстанции поддерживает этот вывод, поскольку иное толкование закона применительно к данному случаю нельзя признать соответствующим актам таможенного законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно указал на нарушение таможней требований пункта 1 статьи 13 ТК РФ, поскольку таможня незамедлительно не потребовала от общества как перевозчика вывоза отходов с таможенной территории Российской Федерации. В связи с этим письмо таможни от 25.02.2004 N 23-07/61 обоснованно не принято судом апелляционной инстанции как доказательство соблюдения таможней требований закона.
Таможня не представила суду другие доказательства своевременности направления обществу требований о вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Товары подлежали временному хранению в зоне таможенного контроля в течение трех суток, то есть по 23.02.2004 включительно. По истечении этого срока таможня должна была распорядиться товарами применительно к положениям главы 41 ТК РФ. Следовательно, действия таможни по удержанию полуприцепов с 24.02.2004 не соответствуют закону. При этом норму пункта 5 статьи 78 ТК РФ следует толковать в корреспонденции с положениями статей 13 и 103 ТК РФ.
Такая позиция суда апелляционной инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и обоснована по праву, в связи с чем суд кассационной инстанции считает доводы жалобы несостоятельными.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого постановления не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2004 по делу N А21-2170/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Неманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.Бухарцев
Судьи:
Л.В.Блинова
О.А.Корпусова
Текст документа сверен по:
рассылка