- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2005 года Дело N А56-44557/04
[Суд кассационной инстанции признал незаконным постановление таможни о привлечении учреждения к административной ответственности по ч.1 ст.16.18 КоАП РФ за нарушение сроков вывоза товаров, поскольку собранные таможенным органом в ходе административного расследования доказательства не позволяли однозначно установить место нахождения товаров и их титульного владельца]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Ветошкиной О.В., Кочеровой Л.И., при участии: от федерального государственного учреждения "Сланцевский лесхоз" Громова А.Е. (приказ от 20.04.2004 N 51-К), Новоселова А.А. (доверенность от 22.07.2005), от Кингисеппской таможни Бурцева О.Н. (доверенность от 21.02.2005 N 26), рассмотрев 25.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Сланцевский лесхоз" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2005 (судья Третьякова Н.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2005 (судьи: Савицкая И.Г., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-44557/04, установил:
Федеральное государственное учреждение "Сланцевский лесхоз" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Кингисеппской таможни (далее - таможня) от 24.06.2004 по делу об административном правонарушении N 10218000-28/2004, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 31.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2005, суд отказал учреждению в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и передать дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное исследование судебными инстанциями фактических обстоятельств дела. Податель жалобы считает, что его вина в совершении вмененного правонарушения отсутствует. Кроме того, по мнению учреждения, судами нарушены положения статей 3.5 и 4.5 КоАП РФ в связи с тем, что таможня неправильно определила размер административного штрафа и приняла оспариваемое постановление за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В отзыве на жалобу таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы жалобы, а представитель таможни отклонил их, указывая на законность и обоснованность решения и постановления суда. Ходатайство учреждения от 25.07.2005 о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов отклонено на основании статьи 283 (части 1 и 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с его необоснованностью и процессуальной нецелесообразностью.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в марте 2002 года на основании договора аренды от 08.02.2002 учреждение как получатель ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме "временный ввоз" по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10218010/270302/0000383 товары - колесный трактор для лесного хозяйства "Форвардер Валмет 836" 1992 года выпуска и запасные части к трактору "Харвестер Валмет 862С" (цепи для колес - 2 шт., гусеницы - 2 шт., катушки для пилы - 3 шт.). Согласно поданной в таможню ГТД срок обратного вывоза товаров до 11.03.2003 (том дела I, листы 10-12, 26-29).
Срок временного вывоза товаров продлен таможней до 31.12.2003 (том дела I, лист 33).
В январе 2004 года в ходе таможенного контроля таможня установила, что товары не вывезены учреждением в установленный таможенным органом срок.
В связи с этим таможня возбудила в отношении учреждения дело об административном правонарушении и провела по нему административное расследование, усматривая признаки деяния, предусмотренного частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ (определение от 14.01.2004; том дела I, листы 24-25).
В рамках административного расследования таможенным органом опрошены свидетели - и.о. директора учреждения и его юрисконсульт (том дела I, листы 48-51, 54-56).
Протокол об административном правонарушении от 10.06.2004 составлен таможней в присутствии законного представителя учреждения, которому разъяснены его процессуальные права (том дела I, листы 149-150).
Согласно оспариваемому постановлению таможни от 24.06.2004 учреждение виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ - невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации ранее ввезенных товаров и транспортного средства, если такой вывоз является обязательным. Заявителю назначено административное наказание в виде 3273523 руб. штрафа (одна стоимость товаров, явившихся предметом административного правонарушения, - трактора и запасных частей по состоянию на 01.01.2004). Конкретная мера ответственности определена с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ), а также на основании рыночной стоимости предмета административного правонарушения согласно заключению эксперта ЭКС СЗТУ ГТК РФ от 07.05.2004 N 489/02-2004 (том дела I, листы 7-9, 63-64).
Изучив материалы дела и доводы участников спора, суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, неправильно применили нормы процессуального права.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из протоколов опросов свидетелей, а также на основании информации, поступившей в таможенный орган (письма Выборгской таможни от 11.02.2004 N 15-02/2744, от 05.04.2004 N 15-02/6784; том дела I, листы 72, 82), следует, что товары, ввезенные по ГТД N 10218010/270302/0000383 в августе 2003 года, помещены на расположенный в городе Выборге склад временного хранения, а затем выпущены со склада и переданы представителю учреждения Шестакову Н.В. (бывшему руководителю учреждения). Фактическое место нахождения товаров (транспортного средства и запчастей) на момент совершения процессуальных действий не известно.
В материалах дела имеется копия постановления таможни от 03.04.2003 по делу об административном правонарушении N 10218000-191/2003, согласно которому общество ранее привлекалось к административной ответственности (5000 руб. штрафа) на основании части 2 статьи 16.18 КоАП РФ за нарушение сроков вывоза тех же товаров, ввезенных ранее по ГТД N 10218010/270302/0000383 (том дела II, лист 17). Из содержания этого постановления следует, что в марте 2003 года в целях вывоза товаров из Российской Федерации в отношении тех же товаров подавалась ГТД (номер не указан).
При этом оценка материалов дела в совокупности не позволяет однозначно установить, что товары фактически не вывозились за пределы Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 16.18 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01.10.2004) противоправным признается вывоз с нарушением установленных сроков за пределы таможенной территории Российской Федерации ранее ввезенных товаров и (или) транспортных средств, если такой вывоз является обязательным, либо ввоз с нарушением установленных сроков на таможенную территорию Российской Федерации ранее вывезенных товаров и (или) транспортных средств, если такой ввоз является обязательным.
Часть 2 статьи 16.18 КоАП РФ применяется в случае, когда установленное требование об обязательном вывозе (ввозе) товаров или транспортных средств выполнено, но с нарушением установленного срока.
Постановление таможни от 03.04.2003 по делу об административном правонарушении N 10218000-191/2003 не отменено ни вышестоящим таможенным органом, ни судом, а следовательно, вступило в законную силу (глава 30 КоАП РФ). Это обстоятельство не оспаривается участниками спора. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Квалификация действий субъектов правоотношений, данная во вступившем в законную силу и не отмененном в установленном законом порядке акте юрисдикционного органа, является обязательной при принятии последующих правоприменительных актов.
Согласно акту таможенного досмотра от 27.03.2002 N 10218010/270302/000215 транспортное средство, поступившее на таможенную территорию Российской Федерации в адрес учреждения по ГТД N 10218010/270302/0000383, имеет значительный износ отдельных составляющих (том дела I, листы 126-129).
Однако из содержания заключения эксперта ЭКС СЗТУ ГТК РФ от 07.05.2004 N 489/02-2004 следует, что стоимость предмета административного правонарушения определена без осмотра товаров и без учета какого-либо износа: "из-за отсутствия данных о техническом состоянии товаров при определении их стоимости не введены корректировки по причине возможного наличия технических дефектов" (том дела I, листы 63-64). Вместе с тем согласно счету-проформе от 15.03.2002 N 1 (том дела I, лист 37) и иным письменным доказательствам, имеющимся в материалах дела, стоимость товаров на порядок ниже суммы экспертной оценки.
Таким образом, собранные таможенным органом в ходе административного расследования доказательства не позволяют однозначно установить место нахождения товаров и их титульного владельца. Следовательно, нельзя считать доказанными ни событие вмененного заявителю правонарушения, ни его вину в совершении противоправного деяния (статьи 1.5, 2.1 КоАП РФ).
Кроме того, таможня, располагая всеми процессуальными возможностями в ходе судебного производства в двух инстанциях, не доказала обоснованность назначенного обществу административного наказания.
Материалы дела и доводы жалобы позволяют признать, что по делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 211, 286, 287 (пункт 2 части 1), 288 (часть 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2005 по делу N А56-44557/04 отменить.
Заявление федерального государственного учреждения "Сланцевский лесхоз" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Кингисеппской таможни от 24.06.2004 по делу об административном правонарушении N 10218000-28/2004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федерального государственного учреждения "Сланцевский лесхоз" (Ленинградская область, город Сланцы, Комсомольское шоссе, д.21а, ИНН 4713000307).
Председательствующий
С.Н.Бухарцев
Судьи:
О.В.Ветошкина
Л.И.Кочерова
Текст документа сверен по:
рассылка