- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2005 года Дело N А56-52365/04
[Таможня неправомерно отказала обществу в восстановлении преференциального режима относительно той части товара, которая документально подтверждена заявителем как происходящая из Южной Африки, так как в случаях, когда ввозимая продукция декларируется в ГТД одним товаром с единым начислением ввозной пошлины, предоставление тарифных преференций на часть продукции (на которую заявителем представлены сертификаты происхождения) означает применение к одному и тому же товару различных уровней и, соответственно, размеров ставок ввозных таможенных пошлин, что противоречит действующему законодательству]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Ветошкиной О.В., Хохлова Д.В., при участии: от Балтийской таможни Солдатовой Р.А (доверенность от 23.12.2004 N 04-19/2801), от общества с ограниченной ответственностью "Джей Эф Си Интернешнл" Сыроежкиной П.А. (доверенность от 01.02.2005), рассмотрев 08.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2005 по делу N А56-52365/04 (судья Зотеева Л.В.), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Джей Эф Си Интернешнл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Балтийской таможни (далее - таможня) от 22.09.2004 N 11-19/23394 об отказе в восстановлении преференциального режима в отношении товара, ввезенного обществом по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10216010/291003/0008242.
Решением суда от 13.04.2005 заявление удовлетворено. Оспариваемое решение таможни признано недействительным. Суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в порядке, установленном статьей 356 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права - положений статей 30, 31, 33, 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон), статьи 36 ТК РФ. В связи с этим податель жалобы считает, что "преференциальный режим восстанавливается только в случае, если декларант при подаче ГТД изначально заявлял в отношении декларируемых товаров такой режим, но ему было отказано в его применении".
Кроме того, по мнению таможенного органа, "если ввозимая продукция декларируется в ГТД одним товаром с единым начислением ввозной пошлины, то предоставление тарифных преференций на часть продукции (на которую заявителем представлены сертификаты происхождения) означает применение к одному и тому же товару различных уровней и, соответственно, размеров ставок ввозных таможенных пошлин, что противоречит действующему законодательству".
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в соответствии с внешнеэкономическим контрактом от 06.05.2002 N 02U-02 общество как получатель в октябре 2003 года импортировало по ГТД N 10216010/291003/0008242 товар - апельсины свежие в количестве 3657 паллет. Согласно графе 16 ГТД страна происхождения товара - Южная Африка (ЮАР). Товар прибыл в порт Санкт-Петербурга на теплоходе "Durban Star" по десяти коносаментам и десяти инвойсам. Декларантом товара выступал таможенный брокер - ООО "Союзтранссервис". В графе 36 ГТД ("Преференции") имеется отметка "0000", свидетельствующая об отсутствии каких-либо особенностей по уплате таможенных платежей, в том числе о заявлении преференциального режима (том дела I, листы 13-23, 32-41).
В целях быстрого таможенного оформления скоропортящегося груза декларантом уплачена ввозная таможенная пошлина по ставке 5 процентов, но не менее 0,02 евро за 1 кг; товар выпущен для свободного обращения без предоставления тарифных преференций.
В июне 2004 года общество в соответствии с пунктом 3 статьи 38 ТК РФ обратилось в таможню с заявлением по вопросу восстановления преференциального режима в отношении товара как происходящего с территории ЮАР, страны-пользователя схемой преференций Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.94 N 1057 "Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется", далее - постановление Правительства РФ N 1057; приказ ГТК РФ от 25.12.2003 N 1539).
Решением от 22.09.2004 N 11-19/23394 таможня отказала обществу в восстановлении преференциального режима. Отказ обоснован ответом СЗТУ ГТК РФ от 14.09.2004 N 07-01-18/17619ф в связи с отсутствием сертификата происхождения по форме "А" на часть товара, поставленного по двум инвойсам от 04.09.2003 N 242502 и 240918. При этом таможенный орган возвратил восемь представленных заявителем сертификатов происхождения, относящихся к ввезенному по ГТД N 10216010/291003/0008242 товару, не выразив сомнений относительно их подлинности (том дела I, листы 9-12, 24-31).
Не согласившись с правовой позицией таможенных органов, заявитель обратился в арбитражный суд.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что спор подлежит разрешению на основании следующих нормативных положений.
Определение страны происхождения товаров производится в соответствии с положениями главы 6 ТК РФ во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики (статья 29 ТК РФ).
Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Порядок предоставления льгот, установленных Законом, определяется Правительством Российской Федерации (статья 34 Закона).
Преференциальный режим в отношении ввезенного обществом товара установлен в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1057, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2000 N 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.95 N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин".
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 36 ТК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 37 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций (статья 37), в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (пункт 1 статьи 38 ТК РФ).
В отношении товаров, указанных в пункте 1 статьи 38 ТК РФ, применяется (восстанавливается) преференциальный режим или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения данных товаров до истечения одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом. В этом случае возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии со статьей 356 Кодекса (пункт 3 статьи 38 ТК РФ).
Аналогичные правила закреплены в статьях 31-33 Закона.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по смыслу положений статьи 33 Закона и статьи 38 ТК РФ в их системном единстве с другими положениями таможенного законодательства применение и (или) восстановление преференциального режима как юридически значимые действия могут быть совершены участниками таможенных правоотношений как в ходе таможенного оформления, так и в течение года со дня принятия таможенным органом соответствующей декларации. При этом под "восстановлением" преференциального режима имеется в виду не столько создание правовых последствий относительно ранее заявленных сведений, сколько восполнение посредством соответствующей документальной базы ранее заявленных сведений с целью такие (выгодные для экспортера или импортера) последствия создать.
Ввезенный обществом товар заявлен к таможенному оформлению по одной ГТД и обозначен как единый товар (товар N 1) в полном соответствии с действовавшей до 01.01.2004 Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК РФ от 16.12.98 N 848 (пункты 1.5, 1.7 Инструкции).
Вместе с тем лица, участвующие в деле, не оспаривают то, что данные о количестве товаров, указанные в восьми инвойсах и восьми сертификатах, представленных заявителем в таможню, совпадают.
Из материалов дела следует, что наличие относительно одной поставки товара нескольких коносаментов, инвойсов и сертификатов связано с тем, что груз, заявленный к таможенному оформлению по ГТД N 10216010/291003/0008242 как один товар, погружен на одно судно в нескольких портах. В коносаментах имеются соответствующие данные: в графе "порт загрузки" указаны "DURBAN", "РОRТ ЕLIZАВЕТН", "САРЕ ТОWN".
В соответствии с Правилами определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, принятыми Соглашением стран СНГ 12.04.96, расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5 процентов. Следовательно, таможенному органу необходимо сопоставить данные о количестве товара, указанные в конкретном сертификате и конкретном инвойсе, на который имеется указание в сертификате и который относится к конкретной фактической поставке. Использование допустимой количественной погрешности по отношению сразу к нескольким сертификатам во многих случаях может привести к существенному искажению данных о количестве товара соответствующего происхождения.
В связи с этим суд необоснованно отклонил позицию таможенного органа о недопустимости расчета общей количественной погрешности по всем сертификатам происхождения.
Однако суд кассационной инстанции не может согласиться с доводом жалобы о том, что в случаях, когда ввозимая продукция декларируется в ГТД одним товаром с единым начислением ввозной пошлины, предоставление тарифных преференций на часть продукции (на которую заявителем представлены сертификаты происхождения) означает применение к одному и тому же товару различных уровней и, соответственно, размеров ставок ввозных таможенных пошлин, что противоречит действующему законодательству.
Этот довод не отвечает буквальному и систематическому толкованию положений Закона и норм права, закрепленных как в ранее действовавшем, так и в действующем в настоящее время Таможенном кодексе Российской Федерации.
Правила исчисления, уплаты и возвращения таможенных платежей, а также правила предоставления таможенных преференций не содержат на этот счет ни одной императивной (запретительной) нормы, а следовательно, не позволяют однозначно признать недопустимость распространения преференциального режима на часть товара, пропорциональную документально подтвержденному происхождению.
Таким образом, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу в восстановлении преференциального режима, но лишь относительно той части товара, которая документально подтверждена заявителем как происходящая из Южной Африки (ЮАР).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1), 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2005 по делу N А56-52365/04 изменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Джей Эф Си Интернешнл" удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Балтийской таможни от 22.09.2004 N 11-19/23394 об отказе в восстановлении обществу с ограниченной ответственностью "Джей Эф Си Интернешнл" преференциального режима в отношении товара, ввезенного по ГТД N 10216010/291003/0008242, в части, относящейся к представленным сертификатам происхождения по форме "А" от 03.10.2003 N SА193573, от 06.10.2003 N SА258133, от 06.10.2003 N SА258134, от 08.10.2003 N SА252684, от 10.10.2003 N SА251796, от 14.10.2003 N SА258579, от 15.10.2003 N SА265370, от 29.10.2003 N SА252951.
Обязать Балтийскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Джей Эф Си Интернешнл" путем частичного возврата ему (в части, соответствующей количеству товара, указанному в восьми приведенных сертификатах происхождения) ввозной таможенной пошлины, уплаченной по ГТД N 10216010/291003/0008242, в порядке, предусмотренном статьей 356 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении заявленных требований об оспаривании решения Балтийской таможни от 22.09.2004 N 11-19/23394, принятого в отношении другой части товара, ввезенного по ГТД N 10216010/291003/0008242, отказать.
В остальной части решение от 13.04.2005 оставить без изменения.
Председательствующий
С.Н.Бухарцев
Судьи:
О.В.Ветошкина
Д.В.Хохлов
Текст документа сверен по:
рассылка