почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
23
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2005 года Дело N А13-3179/2005-07


[Действия таможенного органа, направленные на получение от общества документов, относящихся к экспортным операциям, соответствуют требованиям статей 361, 363, 367 ТК РФ, не влекут правовых последствий, способных нарушить права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., при участии: от закрытого акционерного общества "Австрофор" Смирновой Ю.М. (доверенность от 20.03.2005), от Вологодской таможни Шуенковой Н.С. (доверенность от 31.01.2005 N 04-16/485), Стречиной Е.В. (доверенность от 19.01.2005 N 02/258), рассмотрев 21.09.2005 (после объявленного 14.09.2005 перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Австрофор" на решение от 19.05.2005 (судья Богатырева В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 22.06.2005 (судьи: Осокина Н.Н., Чельцова Н.С., Ковшикова О.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3179/2005-07, установил:
    
    Закрытое акционерное общество "Австрофор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Вологодской таможни (далее - таможня) по истребованию у общества вне форм таможенного контроля копий документов, указанных в письме от 01.04.2005 N 04-16/1843.
    
    Решением суда от 19.05.2005 обществу отказано в удовлетворении заявления.
    
    Постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2005 решение суда оставлено без изменения.
    
    В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций положений статей 361, 363, 366, 367 и 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). По мнению подателя жалобы, проверка документов и сведений как самостоятельная форма таможенного контроля возможна лишь до выпуска товаров, тогда как после их выпуска таможенный контроль осуществляется только в форме таможенной ревизии.
    
    Кроме того, общество не согласно с выводом судов обеих инстанций о том, что оспариваемые действия таможни не влекут для него правовых последствий, способных нарушить права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    
    В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения.
    
    В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители таможни возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Как видно из материалов дела, письмом от 01.04.2005 N 04-16/1843 таможня обязала общество в срок до 15.04.2005 представить копии документов, относящихся к экспортным поставкам товаров в период с 19.06.2004 по 12.11.2004.
    
    Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций посчитали оспариваемые действия таможенного органа соответствующими требованиям статей 361, 363, 367 ТК РФ, не влекущими правовых последствий, способных нарушить права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не создающими иных препятствий для осуществления деятельности.
    
    Согласно пунктам 1, 2 статьи 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 названного Кодекса. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
    
    В силу пункта 4 статьи 363 ТК РФ в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.
    
    Главой 35 ТК РФ установлены формы и порядок проведения таможенного контроля, одной из форм которого является проверка документов и сведений (пункт 1 статьи 366 ТК РФ).
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 367 ТК РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
    
    Как указано в пункте 3 статьи 367 ТК РФ, при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенных декларациях и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого,
    
    Руководствуясь приведенными правовыми нормами, таможня запросила у общества документы, относящиеся к экспортным операциям, необходимые для осуществления таможенного контроля в форме проверки документов и сведений.
    
    Довод заявителя о том, что проверка документов и сведений как самостоятельная форма таможенного контроля возможна лишь до выпуска товаров, противоречит положениям пункта 4 статьи 367 ТК РФ, согласно которым запрос дополнительных документов и сведений и их проверка, по общему правилу, не препятствуют выпуску товаров. По смыслу названной нормы проверка документов и сведений является универсальной формой таможенного контроля, применяемой как до, так и после выпуска товаров.
    
    Несостоятелен и довод общества о том, что после выпуска товаров таможенный контроль осуществляется только в форме таможенной ревизии.
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 358 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
    
    В данном случае для целей таможенного контроля таможенный орган ограничился проверкой документов и сведений без проведения ревизии, посчитав избранную форму таможенного контроля достаточной для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Суд осуществляет проверку законности действий таможенного органа (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), но не целесообразности этих действий. Правильность выбора таможней формы таможенного контроля, предпочтение одной формы перед другой судом не проверяется.
    
    Вместе с тем кассационная инстанция считает необходимым отметить, что таможня неправомерно запросила у общества разбивку объемов лесоматериалов, принятых покупателем по актам обмера, и объемов, оплаченных по актам обмера на основании выставленных инвойсов, по каждой отдельной декларации и отдельно по каждой товарной позиции (пункт 4 письма от 01.04.2005 N 04-16/1843).
    
    По смыслу пункта 4 статьи 363 ТК РФ таможенный орган вправе запросить лишь те документы, которые имеются у декларанта в наличии, а не требовать от него дополнительной аналитической или статистической обработки содержащихся в этих документах сведений. В рассматриваемом случае таможня по существу вменяет заявителю в обязанность представить документы (разбивку объемов лесоматериалов по декларациям и товарным позициям), обязанность составления которых возложена именно на таможенный органы как органы, осуществляющие контроль за соблюдением таможенного законодательства.
    
    Однако данное обстоятельство не влечет отмену обжалуемых судебных актов, поскольку предметом спора являются действия таможенного органа по запросу у общества документов и сведений, а не сам запрос.
    
    Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как действия таможни обоснованно признаны судами первой и апелляционной инстанций соответствующими требованиям таможенного законодательства. Для удовлетворения требований заявителя в том виде, в каком они сформулированы, отсутствуют правовые основания.
    
    Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение от 19.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.06.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3179/2005-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Австрофор" - без удовлетворения.
    
    

Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Л.И.Кочерова

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование