- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2005 года Дело N А35-5866/04-С25
[Отказывая в удовлетворении иска о признании незаконными действий таможни, суд обоснованно пришел к выводу, что производственный процесс переработки тростникового сахара-сырца в сахарный сироп, является операцией смешивания и не дает оснований для изменения страны происхождения]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от общества - Табакова А.В., юрисконсульта (дов. пост. от 01.06.2005); от таможни - Варшавского А.В., начальника отдела (дов. пост. N 05-05/57 от 22.07.2005), Ивахнеко И.И., зам. начальника правового отдела (дов. пост. N 05-05/02 от 01.12.2003), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Вамин+" на решение от 14.03.2005 (судья ...) Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5866/04-С25, установил:
ООО "Вамин+" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Курской таможни выразившихся в отказе: признать Украину страной происхождения сиропа сахарного без добавления вкусоароматических и красящих веществ, ввезенного Обществом на территорию Российской Федерации по контрактам N 1510/-Д и N 1610/-Д от 21.10.2003 и применить (восстановить) режим свободной торговли в отношении данного товара (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 14.03.2005 (резолютивная часть объявлена 02.02.2005) Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и на то, что решение суда содержит выводы, несоответствующие обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебный акт и принять новый.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что в период с 23.11.2003 по 17.12.2003 в Курской таможне проводилось таможенное оформление товара сахарного сиропа, ввезенного из Украины Обществом по внешнеторговым контрактам N 1510/-Д и N 1610/-Д от 21.10.2003, заключенным с фирмой "DELTA" LTD (Грузия).
В качестве декларанта таможенное оформление производило ЗАО "Теткинский сахарный завод" на основании договора об оказании услуг N 1001-03 от 10.01.2003.
13.11.2003 Правительством РФ было принято постановление N 685 "О критерии достаточной переработки продуктов переработки сахара-сырца и сахара белого, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации".
19.11.2003 Общество обратилось в Курскую таможню с просьбой разъяснить, будут ли соблюдены критерии достаточной переработки в ходе производства сахарного сиропа (код ТН ВЭД 1702909900), ввозимого из Украины.
Курская таможня в своем ответе от 24.11.2003 сообщила, что после вступления в силу постановления Правительства РФ N 685 от 13.11.2003 к сахарным сиропам (код ТН ВЭД 1702909900), производимым на Украине из сахара-сырца происходящего из третьих стран, не может применяться преференциальный режим и должны уплачиваться пошлины в размере 5%, установленные Таможенным тарифом РФ (утвержден постановлением Правительства РФ N 830 от 30.11.2001), а с 18.12.2003 то есть после вступления в силу постановления Правительства РФ N 686 от 13.11.2003 "О внесении изменений в Таможенный тариф РФ в отношении отдельных видов сахаросодержащих товаров" таможенные пошлины должны уплачиваться в размере 0,23 евро/кг.
По мнению Общества сахарный сироп, ввезенный из Украины, отвечает критериям достаточной переработки, учитывая технологические операции, используемые при производстве сахарного сиропа из сахара-сырца на сахарных заводах Украины, оно обратилось в Курскую таможню 04.12.2003, а затем повторно 22.03.2004 с просьбой признать Украину страной происхождения сиропа сахарного и восстановить режим свободной торговли в отношении данного товара.
02.04.2004 Курская таможня в своем письме, со ссылкой на ответ Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России, указала, что правовых оснований для признания украинским сахарного сиропа, ввезенного Обществом, не имеется.
Не согласившись с Курской таможней, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий таможни незаконными.
Согласно ст.25 Закона РФ "О таможенном тарифе" (далее - Закон) страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.
Принципы определения страны происхождения товара основываются на существующей международной практике. Порядок определения страны происхождения товара устанавливается Правительством Российской Федерации на основании положений настоящего Закона.
В соответствии со ст.26 Закона страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.
Нормами ст.28 Закона определено, что если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.
Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:
а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
простые сборочные операции;
смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
Статьей 36 Закона установлено, что при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:
происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой периодически, но не реже чем один раз в пять лет, Правительством Российской Федерации.
Советом глав Правительств Содружества Независимых Государств принято решение от 30.11.2000, которым установлены "Правила определения страны происхождения товаров" (далее - Правила).
Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.94 и протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.99 и находящихся в торговом обороте между этими государствами.
Для целей настоящих Правил используются следующие термины и понятия:
"страна происхождения товара" - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке;
"критерий достаточной обработки/переработки" - один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.
Пунктом 1 Правил установлено, что страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.
В пункте 4 Правил указано, что в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.
Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:
а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;
б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
Основным критерием достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков; он применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
Положениями пункта 5 Правил определено, что не отвечают критерию достаточной обработки/переработки товара:
а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;
б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
в) простые сборочные операции;
г) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
д) убой скота;
е) комбинация двух или большего числа указанных выше операций.
В целях защиты отечественного свеклосахарного комплекса и в соответствии со ст.28 Закона РФ "О таможенном тарифе" Правительством РФ было принято постановление N 685 от 13.11.2003, согласно которому при определении страны происхождения продуктов переработки сахара-сырца и сахара белого, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не отвечают критериям достаточной переработки операции смешивания, включая разведение водой, добавление ароматизаторов, какао, каких-либо иных веществ (где эти операции имеют место), если товары такой переработки классифицируются в товарных позициях 1702, 1704, 1806 и 2106 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 686 от 13.11.2003 были внесены изменения в Таможенный тариф РФ в отношении отдельных видов сахаросодержащих товаров, в частности по коду ТН ВЭД 1702909900 (сироп сахарный) установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0,23 евро/кг.
При рассмотрении спора по существу судом правильно указано, что в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров используются позитивные критерии, достаточные для того, чтобы считать товар, в процессе изготовления или производства которого были задействованы товары разных стран, происходящим из определенной страны. В этой связи они и получили название "критерии достаточной переработки". По общему правилу, товар считается происходящим из данной страны, если произошло изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков в результате операций по производству или изготовлению этого товара.
Судом установлено, что основу сахарного сиропа, ввезенного Обществом в ноябре-декабре 2003 составляют сахароза и вода (смесь сахара-сырца с водой). Сахар-сырец поставлялся в Украину из стран Латинской Америки. Операции клерования, дефекации, сатурации, сульфитации, фильтрования, произведенные украинским предприятием, преследовали цель обесцвечивания, очистки от примесей и микроорганизмов, и стабилизации сиропного раствора.
Данные операции приводят к изменению агрегатного состояния вещества (сахара-сырца) с сыпучего на жидкое, но не меняют химического состава основного вещества-сахарозы. Полученная продукция в этом случае не изменяет существенных характеристик товара от исходных.
Ввезенный сироп был переработан на сахарном заводе на территории России в сахар-песок.
Суд обоснованно пришел к выводу, что производственный процесс переработки тростникового сахара-сырца в сахарный сироп, является операцией смешивания и не дает оснований для изменения страны происхождения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 14.03.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5866/04-С25 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Вамин+" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка