почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
20
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2006 года Дело N А05-3919/2005-11


[Суд направил на новое рассмотрение дело о признании недействительным решения таможни об отказе обществу в проведении зачета излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров в счет уплаты будущих таможенных платежей, так как суд не дал правовой оценки тому факту, что таможня не отказывала обществу в зачете таможенных сборов, уплаченных по полной декларации, данное обстоятельство имеет существенное значение]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Блиновой Л.В., судей: Кузнецовой Н.Г., Хохлова Д.В., при участии: от открытого акционерного общества "Соломбальский ЛДК" Старкова В.В. (доверенность от 15.11.2005 N 17-1567), от Архангельской таможни Карнавского А.В. (доверенность от 20.07.2005 N 1087), Петрова И.В. (доверенность от 20.07.2005 N 3662), рассмотрев 17.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение от 03.06.2005 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 18.08.2005 (судьи: Волков Н.А., Бушева Н.М., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3919/2005-11, установил:
    
    Открытое акционерное общество "Соломбальский ЛДК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Архангельской таможни (далее - Таможня) от 16.03.2005 N 14-01-26/1346 об отказе в проведении зачета излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров в сумме 152000 руб. в счет уплаты будущих таможенных платежей, как принятого с нарушением Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и обязании Таможни провести данный зачет.
    
    Решением суда от 03.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.08.2005, заявление Общества удовлетворено.
    
    В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и вынести новое решение. По мнению подателя жалобы, согласно статье 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
    
    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров. Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
    
    В силу пункта 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
    

    Из названных норм следует, что каждое декларирование товара (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
    
    Согласно статье 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
    
    На основании указанных норм Таможня сделала вывод о том, что каждое декларирование товара (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
    
    Таможня указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг. Поэтому таможенный сбор должен уплачиваться в случае оказания таможенным органом публичной услуги - принятия (проверки и оформления) таможенной декларации, что имеет место как в случае с временной, так и с полной декларацией.
    
    В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб. Поэтому Таможня считает, что в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании таможенные сборы уплачиваются по обычной (общей) ставке.
    
    Согласно пунктам 1 и 2 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 НК РФ*. Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.

________________
   * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ". - Примечание .

    
    

    В обоснование своей позиции Таможня ссылается на письмо Федеральной таможенной службы от 29.12.2004 N 01-06/12890, а также на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2005 по делу N 09АП-12089/05-АК, оставленное без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2005.
    
    Общество в отзыве на кассационную жалобу указывает, что согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. В соответствии со статьями 357.1 и 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются хотя и при декларировании, но за таможенное оформление товаров.
    
    Как указано в статье 60 ТК РФ, таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление, по мнению Общества, завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
    
    Поэтому Общество считает, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта).
    
    Поскольку возникает один объект обложения сбором - действия ("услуга" в контексте пункта 1 статьи 357.10 ТК РФ) таможни по таможенному оформлению, то и сбор подлежит однократной уплате.
    
    Пунктом 2 статьи 357.7 ТК РФ предусмотрено, что уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов. К числу правил, регулирующих уплату таможенных пошлин, относятся нормы пункта 6 статьи 138 ТК РФ, согласно которым вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Согласно названной норме "если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса".
    
    Таким образом, Общество полагает, что в случае если в результате уточнения сведений о количестве или таможенной стоимости товаров при их полном таможенном декларировании увеличивается сумма таможенного сбора за таможенное оформление, уплаченная при подаче временной декларации, то производится доплата суммы сбора.
    
    Пункт 7 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной декларации (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.
    
    Поэтому по смыслу пункта 1 статьи 137 ТК РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
    
    Письмо Федеральной таможенной службы от 29.12.2004 N 01-06/12890, по мнению Общества, не является законодательным актом в сфере таможенного дела (статья 5 ТК РФ), на основании которого на декларанта можно возложить дополнительные фискальные обязанности.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    В судебном заседании кассационной инстанции Таможня представила заявление о частичном признании требований Общества в части излишней уплаты 1000 руб. таможенного сбора при подаче временной декларации.
    
    Как следует из материалов дела, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Таможни от 16.03.2005 N 14-01-26/1346 об отказе в проведении зачета излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров в сумме 152000 руб. в счет уплаты будущих таможенных платежей. Суд, учитывая, что Общество уточнило предмет спора, обязал произвести зачет излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товара в сумме 152000 руб., в том числе 151000 руб., уплаченных по полным декларациям, и 1000 руб. - по временной декларации. Как указывает Таможня в кассационной жалобе, заявление на возврат излишне уплаченных таможенных сборов, по полным декларациям Обществом не подавалось, не рассматривалось. Кроме того, таможенный орган не отказывал декларанту в зачете таможенных сборов, уплаченных по полной декларации, в связи с чем оснований для проведения зачета судом не имеется, а заявление в данной части подлежит оставлению без рассмотрения.
    
    Судом не дана правовая оценка названным обстоятельствам. Для рассмотрения требования о зачете излишне уплаченных таможенных сборов данные обстоятельства имеют существенное значение, поэтому дело следует направить на новое рассмотрение.
    
    При новом рассмотрении суду следует оценить позиции сторон как по праву, так и по размеру с учетом представленных материалов дела и заявлений сторон в кассационной инстанции и принять законное и обоснованное решение.
    
    Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение от 03.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 18.08.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3919/2005-11 отменить.
    
    Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
    
    

Председательствующий
Л.В.Блинова

Судьи:
Н.Г.Кузнецова
Д.В.Хохлов




Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование