почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
22
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2006 года Дело N А56-47029/04


[Суд признал недействительным решение таможни о взыскании с общества таможенных платежей и пени в бесспорном порядке, так как общество не располагало реальными возможностями выполнить (соблюсти) все требования и условия таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита в связи с действиями правоохранительных органов]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Михайловской Е.А., Хохлова Д.В., при участии от Выборгской таможни Черемисиновой Л.Б. (доверенность от 27.12.2005 N 0501/27694), рассмотрев 16.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2005 (судья Зотеева Л.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2005 (судьи: Згурская М.Л., Семиглазов В.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-47029/04, установил:
    
    Общество с ограниченной ответственностью "Трансгрузсервис" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения его предмета) об оспаривании требования Выборгской таможни (далее - таможня) от 20.09.2004 N 130 об уплате 1036353 руб. 26 коп. недоимки и 93340 руб. 88 коп. пеней по таможенным платежам, а также решения таможни от 20.10.2004 N 64 о взыскании 1143166 руб. 74 коп. таможенных платежей и пеней в бесспорном порядке.
    
    Решением от 09.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.10.2005, заявление удовлетворено. Суд признал оспариваемые требование и решение таможни недействительными.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили нормы материального права, закрепленные в статьях 90, 319, 320, 328, 350, 351, 428 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года (далее - ТК РФ). Таможня считает, что в данном случае у общества (перевозчика) возникла обязанность по уплате таможенных платежей вследствие недоставки товаров, находящихся под таможенным контролем, в определенное таможенным органом место в связи с тем, что ввезенный заявителем товар не конфискован (пункт 1 статьи 428 ТК РФ). Податель жалобы ссылается на то, что указанный в требовании от 20.09.2004 N 130 размер таможенных платежей и пеней является обоснованным, оспариваемые обществом требование и решение соответствуют действующему законодательству.
    
    В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
    
    Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Как видно из материалов дела, в феврале 2004 года общество как перевозчик перемещало находящиеся под таможенным контролем товары (сборный груз), следовавшие по процедуре МДП из Финляндии в определенное таможенным органом место - Центральную акцизную таможню (CARNET TIR N RX41366857, инвойс от 06.02.2004 N 226-101). Таможней определен срок доставки товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита - 17.02.2004.
    
    В пути следования товары были задержаны сотрудниками милиции, изъяты и приобщены к материалам уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда), в результате чего общество не исполнило обязанность перевозчика по доставке товаров. Органы предварительного следствия признали товары вещественными доказательствами и передали их на ответственное хранение: на склад временного хранения (далее - СВХ) ООО "Потенциал".
    
    По факту недоставки товаров таможня возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении N 10206000-116/2004 по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Постановлением таможни от 01.06.2004 производство по этому делу прекращено (том дела I, лист 43).
    
    Вместе с тем таможня возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении N 10206000-366/2004 по признакам деяния, предусмотренного статьей 16.1 КоАП РФ. Дело передано таможней судье общей юрисдикции. Постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 01.09.2004 по делу N 5т-86/04 общество признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности на основании статьи 16.1 КоАП РФ. Судья общей юрисдикции назначил обществу административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения. При этом судья имел в виду часть товара, указанного в постановлении следователя по ОВД 7 отдела СЧ ГСУ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2004 по уголовному делу N 897705 о передаче вещественных доказательств для реализации. Из содержания этого постановления невозможно установить, кто, за что и на основании чего привлекается к уголовной ответственности (том дела I, листы 29, 46-50).
    
    Решением Ленинградского областного суда от 20.10.2004 постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 01.09.2004 по делу N 5т-86/04 изменено в части административной санкции. Обществу назначено административное наказание в виде 70000 руб. (700 МРОТ) штрафа. Таким образом, конфискация как вид административного наказания в отношении общества не применена (том дела I, листы 111-114). При этом суд указал, что в данном случае судья, рассматривая дело об административном правонарушении, не вправе разрешать вопрос о судьбе вещественных доказательств по уголовному делу.
    
    Оспариваемое требование таможни от 20.09.2004 N 130 об уплате 1036353 руб. 26 коп. таможенных платежей и 93340 руб. 88 коп. пеней направлено обществу в связи с недоставкой товаров по CARNET TIR N RX41366857 и обосновано по праву положениями главы 29 ТК РФ. Заявителю предложено уплатить указанные в требовании денежные средства не позднее 30.09.2004 (том дела I, лист 18).
    
    В связи с неисполнением обществом требования от 20.09.2004 N 130 в добровольном порядке таможня приняла решение от 20.10.2004 N 64 о взыскании с него 1143166 руб. 74 коп. (таможенные платежи и пени) в бесспорном порядке (том дела I, лист 62).
    
    Удовлетворяя заявление общества, суды первой и апелляционной инстанций применили норму права, закрепленную в подпункте 4 пункта 2 статьи 319 ТК РФ: таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. При этом суды исходили из того, что на момент направления обществу оспариваемого требования товары конфискованы по постановлению судьи общей юрисдикции, то есть обращены в федеральную собственность.
    
    Действующее таможенное законодательство Российской Федерации не позволяет признать такую правовую позицию обоснованной.
    
    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 428 ТК РФ товары и транспортные средства обращаются в федеральную собственность на основании решения суда (арбитражного суда) при применении конфискации по делам об административном правонарушении или уголовном преступлении - со дня вступления в силу решения суда (арбитражного суда).
    
    Конфискацией предмета административного правонарушения признается назначаемое судьей принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей (статья 3.7 КоАП РФ). Понятие конфискации как вида уголовного наказания закреплено в статье 52 Уголовного кодекса Российской Федерации.
    
    Принимая обжалуемые решение и постановление, суды не располагали ни доказательствами вступления в законную силу постановления судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 01.09.2004 по делу N 5т-86/04, ни доказательствами фактической конфискации спорных товаров (обращения их в федеральную собственность). Постановлением следователя по ОВД 7 отдела СЧ ГСУ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2004 по уголовному делу N 897705 подтверждается лишь передача товаров как вещественных доказательств на реализацию в рамках уголовного судопроизводства (в связи с тем, что их стоимость соизмерима с издержками по их хранению), но не их конфискация на основании вступившего в законную силу решения (приговора) суда.
    
    Вместе с тем кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
    
    Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 1 статьи 79 ТК РФ).
    
    Временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру (статья 99 ТК РФ).
    
    В силу пункта 1 статьи 90 ТК РФ в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (пункт 1 статьи 92 ТК РФ) перевозчик или экспедитор, если разрешение на внутренний таможенный транзит получено экспедитором, обязан уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
    
    Согласно пунктам 2 и 3 статьи 320 ТК РФ при несоблюдении положений Таможенного кодекса Российской Федерации о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных Кодексом для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных Кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.
    
    Систематическое толкование приведенных нормативных положений с учетом фактических обстоятельств дела позволяет сделать вывод о том, что в данном случае общество как перевозчик не совершило каких-либо противоправных действий в связи с недоставкой спорных товаров. Обратное таможенным органом не доказано.
    
    Общество не располагало реальными возможностями выполнить (соблюсти) все требования и условия таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита в связи с действиями правоохранительных органов.
    
    Поскольку в силу положений статей 79 и 99 ТК РФ внутренний таможенный транзит и временное хранение товаров (на СВХ) являются таможенными процедурами, при которых иностранные товары перевозятся и хранятся без уплаты таможенных платежей, а таможенный орган не представил доказательств того, что таможенная процедура временного хранения товаров на СВХ закрыта (завершена), нельзя признать установленными основания для уплаты таможенных пошлин кем-либо из лиц, указанных в статье 320 ТК РФ.
    
    В связи с отсутствием результатов предварительного расследования и уголовного судопроизводства (уголовное дело N 897705), равно как и вступившего в законную силу судебного (административного) акта о конфискации соответствующих товаров, невозможно полно, всесторонне и объективно установить точное наименование и количество товаров, ввезенных обществом с теми или иными нарушениями публичного порядка. Соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют.
    
    При таких обстоятельствах следует признать, что таможня, располагая всеми процессуальными возможностями, не представила судам доказательств законности и обоснованности ненормативных правовых актов, оспариваемых заявителем (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
    
    В данном случае ошибочность отдельных выводов судебных инстанций не привела к принятию неправильных решений по существу спора.
    
    Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2005 по делу N А56-47029/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
    
    

Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи:
Е.А.Михайловская
Д.В.Хохлов

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование