почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
22
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2006 года Дело N А21-4554/2005


[Суд направил на новое рассмотрение дело о признании незаконным требования таможни об уплате таможенных платежей и пеней, так как суд первой инстанции не решил вопросы, имеющие правовое значение в соответствии с нормами материального и процессуального права, не проверил обоснованность оспариваемых требований таможни по размеру]

    

    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В., рассмотрев 22.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Неманской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.01.2006 по делу N А21-4554/2005 (судья Гелеверя Т.А.), установил:
    
    Индивидуальный предприниматель Кузенков Андрей Владимирович обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании требований Неманской таможни (далее - таможня) от 04.04.2005 N 14 и 15 об уплате таможенных платежей и пеней.
    
    Решением суда от 24.01.2006 заявление удовлетворено. Оспариваемые требования таможни признаны недействительными.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт, ссылаясь на фактические обстоятельства, установленные таможенным органом после таможенного оформления товара, ввезенного предпринимателем (в ходе таможенного контроля). В связи с этим податель жалобы, указывая на положения статей 391 и 392 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), считает оспариваемые требования таможенного органа обоснованными, поскольку предприниматель заявил недостоверные сведения о годе выпуска импортированных транспортных средств, что повлияло на размер подлежащих уплате таможенных платежей. По мнению таможни, в данном случае нарушения, допущенные должностными лицами таможенных органов, не исключают доначисления таможенных платежей.
    
    Представители таможни и предпринимателя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно и судом установлено, что в мае 2004 года предприниматель как получатель и декларант подал в таможню грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) N 10220070/020504/1002668 и N 10220070/100504/1002790 с целью оформления в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" транспортных средств - седельных тягачей марки "DAF 95. 400 ATI" и "DAF 95. 360 АТI", указав даты их выпуска - 02.07.97 и 19.09.97 (графа 31 ГТД) и код товара 8701209018 (графа 33 ГТД) согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).
    
    В ходе проверки заявленных декларантом сведений таможня сделала вывод о том, что указанные автомобили произведены (изготовлены) соответственно 01.12.95 и 13,11.95, то есть на момент таможенного оформления транспортные средства относятся к категории "старше 7 лет со дня выпуска", что влияет на размер подлежащих уплате таможенных платежей.
    
    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.06.2003 N 358 и от 14.01.2004 N 8) ставка ввозной таможенной пошлины для транспортного средства, с момента выпуска которого прошло более 7 лет, составляет 1 евро за 1 куб.см объема двигателя.
    
    Приведенные обстоятельства послужили таможне основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях N 10213000-06/2005 и 10213000-07/2005. Производства по этим делам прекращены таможенным органом в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
    
    Кроме того, на основании определений от 25.03.2005 о возбуждении указанных дел и проведении административного расследования таможня направила предпринимателю требования от 04.04.2005 N 14 и 15 об уплате в срок не позднее 25.04.2005 таможенных платежей в сумме 420743 руб. 67 коп. и 423122 руб. 14 коп., а также 62045 руб. 66 коп. и 60816 руб. 76 коп. пеней. Требования обоснованы по праву статьями 348-350 ТК РФ, а по факту - задолженностью предпринимателя по уплате таможенных платежей и пеней, возникшей в связи с заявлением недостоверных сведений при таможенном оформлении седельных тягачей по указанным ГТД (листы дела 12-13).
    
    Не согласившись с требованиями таможни, предприниматель обратился в арбитражный суд.
    
    Суд первой инстанции удовлетворил заявление, исходя из того, что в нарушение статьи 40 ТК РФ и других положений таможенного законодательства таможня классифицировала автомобили по коду 870120912 ТН ВЭД, но не приняла решения о классификации товаров в установленном порядке. В качестве основания выставления оспариваемых требований суд указал лишь на определения таможни от 25.03.2005.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции неправильно оценил представленные участниками спора доказательства и неверно применил нормы материального права.
    
    Согласно положениям статьи 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам (глава 14 ТК РФ) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 ТК РФ.
    
    Вместе с тем в силу требований пункта 1 статьи 319 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает: 1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
    
    По общему правилу лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант (пункт 1 статьи 320 ТК РФ).
    
    Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (статья 322 ТК РФ).
    
    Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (пункт 2 статьи 323 ТК РФ).
    
    В пункте 2 статьи 324 ТК РФ указано, что при выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 350 ТК РФ исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом.
    
    В пунктах 1 и 2 статьи 325 ТК РФ закреплено общее правило о том, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
    
    Согласно пункту 1 статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном главой 32 ТК РФ.
    
    При неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени (пункт 1 статьи 349 ТК РФ).
    
    Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Требование должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день его выставления, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с Кодексом, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования. Форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (пункты 1 и 2 статьи 350 ТК РФ).
    
    Систематическое толкование приведенных норм материального права означает, что нарушение таможенным органом порядка принятия решения о классификации товаров само по себе не исключает обязанности декларанта уплатить таможенные платежи. Такая обязанность возникает в связи с перемещением через таможенную границу конкретных товаров, информация о которых должна соответствовать действительности (быть достоверной). При этом вопрос о классификации таких товаров согласно ТН ВЭД имеет правовое значение. Однако одно лишь нарушение таможенным органом формальных требований закона относительно порядка принятия классификационного решения не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о недействительности требования об уплате таможенных платежей, направленного в соответствии с положениями статьи 350 ТК РФ.
    
    Оспариваемые требования обоснованы таможней по праву и по факту (имеют ссылку на конкретные фактические обстоятельства). В таком случае согласно статьям 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обязан проверить обоснованность требований таможенного органа с учетом норм материального права и размера исчисленной таможней задолженности (таможенных платежей и пеней). Эта проверка должна основываться на оценке судом спорных обстоятельств, выявленных после таможенного оформления предпринимателем транспортных средств (в ходе проведения таможней контрольных мероприятий). В числе таких обстоятельств первостепенное значение имеет фактический (достоверный) момент выпуска транспортных средств, оформленных предпринимателем по ГТД N 10220070/020504/1002668 и 10220070/100504/1002790.
    
    При рассмотрении данного спора суд первой инстанции также должен был принять во внимание следующее.
    
    Согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 21.06.2003 N 358 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении ввоза на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов транспортных средств, с момента выпуска которых прошло более 7 лет" классифицирующим признаком для определения соответствующей товарной позиции является не момент изготовления товара, а момент его выпуска.
    
    Ставки ввозных таможенных пошлин утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2004 N 8 на основании того же критерия - "момент выпуска" транспортного средства.
    
    Исходя из буквального толкования нормы права под выпуском автомобиля (датой выпуска) можно понимать выпуск его с завода, от изготовителя, введение товара в гражданский оборот, а не дату его фактического производства. Иное толкование противоречило бы требованию точного формулирования актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела (пункт 1 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации).
    
    Однако суд первой инстанции не решил вопросы, имеющие правовое значение в соответствии с приведенным толкованием норм материального и процессуального права, не проверил обоснованность оспариваемых требований таможенного органа по размеру. По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
    
    При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемое решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
    
    При новом рассмотрении дела суду надлежит повторно установить фактические обстоятельства, руководствуясь казуальным толкованием закона, приведенным в постановлении кассационной инстанции, а также правилами доказывания (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и принять законное и обоснованное решение, распределив судебные расходы применительно к требованиям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1), 288 (части 2 и 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.01.2006 по делу N А21-4554/2005 отменить.
    
    Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.

    
    

Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи:
Н.Н.Малышева
Д.В.Хохлов




Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование