почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
22
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2006 года Дело N А08-4638/05-13


[Судебные акты об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления таможни по делу об административном правонарушении о признании его виновным в административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.3 КоАП РФ, отменены, поскольку КоАП РФ не предусматривает возможность применения наказания в данном случае отдельно за каждый выявленный факт нарушения]
(Извлечение)

         

     Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от индивидуального предпринимателя Павлова Виктора Григорьевича - Павлов В.Г., паспорт ...; Донцов В.В., представитель, дов. от 27.05.2005; Белгородской таможни - Бутов Ю.С., нач. отделения, дов. N 05-13/6414 от 20.04.2006, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Павлова В.Г. на решение от 21.12.2005 (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 06.04.2005 (судьи: ...) Арбитражного суда Белгородской области по делу N 08-4638/05-13, установил:

     Индивидуальный предприниматель Павлов В.Г. обратился в арбитражный суд с заявлением к Белгородской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10101000-430/05 от 27.05.2005 о признании его виновным в административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.3 КоАП РФ.

     Решением арбитражного суда от 21.12.2005 (резолютивная часть объявлена 14.12.2005) предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.

     Постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

     В кассационной жалобе Павлов В.Г., не соглашаясь с принятыми судебными актами, просит их отменить. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

     Изучив материалы дела, выслушав предпринимателя, его представителя и представителя таможни, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые решение и постановление арбитражного суда подлежат отмене, а заявленные требования - удовлетворению.

     Из материалов дела следует, что в период с 01.10.2004 по 15.02.2005 предприниматель Павлов В.Г. ввозил на таможенную территорию Российской Федерации товар, квалифицируемый по группе 08 ТН ВЭД России: яблоки, виноград, груши. Всего были оформлены 54 ГТД, из которых 51 ГТД оформлены в период с 01.10.2004 по 01.01.2005.

     В ходе таможенного контроля после выпуска товаров, ввезенных на таможенную территорию России, должностное лицо Белгородской таможни пришло к выводу, что предприниматель при декларировании товара не представил санитарно-эпидемиологических заключений.

     Усмотрев в действиях предпринимателя признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.3 КоАП РФ, таможенным органом 22.04.2005 было вынесено определение N 10101000-430/05 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования.

     19.05.2005 был составлен протокол об административном правонарушении, а 27.05.2005 принято постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5400000 руб.

     Предприниматель не согласился с постановлением по делу об административном правонарушении и оспорил его в арбитражном суде.

     В соответствии с ч.1 ст.16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.16.2 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц (к которым в соответствии с примечанием 1 к гл.16 КоАП РФ относятся индивидуальные предприниматели) - от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

     Из материалов административного дела следует, что декларирование ввозимых предпринимателем товаров производилось таможенным брокером ЗАО "РОСТЭК-Белгород" на основании заключенного договора об оказании услуг по таможенному оформлению N 0058/00-04-043 от 15.01.2004.

     Рассматривая заявление предпринимателя, суд пришел к выводу об обоснованности привлечения его к административной ответственности по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ и назначения наказания в виде административного штрафа в размере 5400000 руб.

     Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

     Между тем при рассмотрении спора судами не учтено следующее.

     Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и не носящих экономический характер запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.16.2 Кодекса.

     Согласно ст.158 ТК РФ на участников таможенных правоотношений возлагается обязанность соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

     В силу пп."б" п.9 ст.32 Федерального закона N 164-ФЗ от 08.12.2003 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся, в том числе представления таможенным органам РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

     На основании п.п.1, 2 ст.16 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" продукция, ввозимая на территорию РФ юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция допускается на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

     Согласно п.2 ст.131 ТК РФ при декларировании товаров среди прочих документов декларант представляет разрешение, лицензию, сертификат и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

     В соответствии с п.1 ст.149 ТК РФ товар выпускается таможенным органом, в частности, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

     Приказом Министерства здравоохранения РФ N 325 от 15.08.2001 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции" раскрыто понятие продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, и утвержден перечень такой продукции (приложения N 2 и N 3). При этом яблоки, груши, виноград в указанный перечень не входили. Кроме этого пунктом 5 данного приказа было определено, что департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России необходимо разработать и утвердить номенклатуру продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе.

     В письме ФТС N 07-61/1249 от 22.09.2004 "О санитарно-эпидемиологических заключениях и свидетельствах о государственной регистрации продукции" указано, что в соответствии со ст.29 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" объектами контроля таможенных органов являются товары и транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию РФ для свободного обращения и подлежащие документальному подтверждению их соответствия требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям международных договоров РФ (далее - Товары).

     Для целей производства таможенного оформления списки Товаров с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством РФ.

     До утверждения Роспотребнадзором и Россельхознадзором указанных выше списков Товаров в целях обеспечения таможенного контроля и таможенного оформления таможенные органы должны руководствоваться нормами приказов Минздрава России N 325 от 15.08.2001 (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.10.2001 регистрационный N 2978), N 89 от 26.03.2001 (зарегистрирован в Минюсте России 30.03.2001 регистрационный N 2639), N 344 от 10.11.2002 (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2002 регистрационный N 4063) и требовать представления свидетельств о государственной регистрации либо санитарно-эпидемиологические заключения. При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании сведения об осуществлении санитарно-карантинного контроля должностным образом не подтверждены, в соответствии со ст.153 Таможенного кодекса РФ таможенные органы организовывают проведение необходимых экспертиз представленных документов путем запрашивания в территориальных центрах Роспотребнадзора информации, необходимой для принятия решений о выпуске товаров.

     Судом установлено и подтверждено материалами дела, что спорный товар выпущен в свободное обращение без предъявления должностными лицами Белгородской таможни требования о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения на ввозимый товар и установления для этого соответствующего срока. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что у таможенного органа в момент выпуска товара в свободное обращение в период с 01.10.2004 по 15.02.2005, с учетом положений вышеназванных нормативно-правовых актов, не было сомнений относительно отсутствия у предпринимателя законной обязанности по предоставлению санитарно-эпидемиологического заключения на яблоки, виноград, груши.

     Подтверждением отсутствия необходимости предоставления санитарно-эпидемиологического заключения на спорный товар в период с 01.10.2004 по 15.02.2005 служит также тот факт, что Список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации, в который вошли товары группы ТН ВЭД 08, был утвержден Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека лишь 26.08.2005 (письмо N ФТС N 01-06/30702 от 06.09.2005).

     В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

     В силу прямого указания ч.ч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется административное производство.

     Частью 5 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

     В данном случае предприниматель привлечен к ответственности по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Этой нормой Кодекса предусмотрено применение административного наказания в виде штрафа в размере от 100000 руб. до 300000 руб. Белгородская таможня привлекла же предпринимателя к штрафу в размере 5400000 руб., что в несколько раз превышает верхний предел санкции.

     Взыскание штрафа за каждый факт правонарушения в рамках ч.1 ст.16.3 КоАП РФ по 54 декларациям является неправомерным.

     В отношении предпринимателя проведена одна проверка, возбуждено одно дело, составлен один протокол об административном правонарушении, в котором зафиксированы выявленные факты нарушений законодательства, вынесено одно постановление о привлечении к административной ответственности.

     КоАП РФ не предусматривает возможность применения наказания в таком случае отдельно за каждый выявленный факт нарушения.

     Таким образом, кассационная инстанция считает необходимым отменить решение и постановление арбитражного суда, удовлетворив заявленные требования предпринимателя ввиду незаконности постановления о привлечения к административной ответственности.

     Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

     Решение от 21.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.04.2006 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-4638/05-13 отменить.

     Заявленные требования индивидуального предпринимателя Павлова Виктора Григорьевича удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Белгородской таможни от 27.05.2005 по делу об административном правонарушении N 10101000-430/05.

     Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
    
     Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2006 года.

     Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2006 года.
    

  Председательствующий
...


     Судьи
...



Текст документа сверен по:
рассылка


     
      

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование