- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2006 года Дело N Ф03-А37/06-2/3052
[Кассационная инстанция, передавая на новое рассмотрение дело о признании недействительным решения таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, исходила из того, что вывод суда нижестоящей инстанции, отказавшего в удовлетворении требований по мотиву того, что нормами Таможенного кодекса РФ не предусмотрено такое основание для возврата таможенных платежей, как запрет выпуска товаров под заявленный режим после их таможенного оформления, ошибочен]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от ИП Гаврисевича О.Л. - представитель не явился; от Магаданской таможни - представитель не явился, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гаврисевича О.Л. на решение от 17.05.2006 по делу N А37-547/06-5 Арбитражного суда Магаданской области, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., по заявлению индивидуального предпринимателя Гаврисевича Олега Любомировича к Магаданской таможне о признании недействительным решения от 23.12.2005 N 17-65/4247, о взыскании таможенных платежей и процентов, установил:
Индивидуальный предприниматель Гаврисевич Олег Любомирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Магаданской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 23.12.2005 N 17-65/4247 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, взыскании таможенных платежей в сумме 362577,88 руб. и процентов в размере 7867,20 руб.
Решением суда от 17.05.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме по мотиву того, что нормами таможенного законодательства не предусмотрено такое основание для возврата таможенных платежей, как запрет выпуска товаров под заявленный режим после их таможенного оформления.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятый с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель указывает на то, что изменение таможенного режима товара с ИМ-71 на ИМ-40 не произошло, следовательно, уплаченные во изменение режима таможенные платежи следует признать как излишне уплаченные. Кроме того, пунктом 8 статьи 355 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) закреплен исчерпывающий перечень обстоятельств при невозврате излишне уплаченных таможенных пошлин, в который не включено такое основание, как отсутствие заверенного в установленном порядке образца подписи.
Магаданская таможня отзыв на кассационную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по нижеследующему.
Как следует из материалов дела, 19.10.2005 предпринимателем подана в таможенный орган грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10706020/191005/0002602 в режиме ИМ-71 (участник особой экономической зоны) на ввезенный товар - окорочка куриные.
31.10.2005 предпринимателем подана в таможню ГТД N 10706020/311005/0002704 в режиме ИМ-40 (выпуск для внутреннего потребления) на часть вышеназванного товара и по платежному поручению N 1420 от 28.10.2005 уплачены таможенные платежи в сумме 363071,38 руб. По данной декларации Магаданской таможней первоначально, 01.11.2005, принято решение о выпуске товара, о чем сделана соответствующая отметка, но позднее, 11.11.2005, на ввезенный товар наложен арест, составлен протокол об административном правонарушении от 14.11.2005 и 21.11.2005 принято постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Основанием для наложения административного наказания послужило отсутствие у предпринимателя лицензии Минэкономразвития России, являющейся документом, необходимым для таможенного оформления мяса домашней птицы в режиме "выпуск для внутреннего потребления" ИМ-40. О запрете выпуска спорного товара свидетельствует соответствующая отметка таможенного органа на вышеназванной ГТД.
В соответствии с избранным таможенным режимом ИМ-71 предприниматель платежным поручением N 20 от 12.01.2006 уплатил таможенный регистрационный сбор в сумме 326684,93 руб. Следовательно, полагая, что у него образовалась переплата таможенных платежей в сумме 362577,88 руб., он обратился с заявлением о возврате денежных средств в Магаданскую таможню, которая решением от 23.12.2005 ему отказала.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обжаловал его в судебном порядке, заявив также требование о взыскании с таможенного органа суммы излишне уплаченных таможенных платежей в размере 362577,88 руб. и процентов за период с 24.12.2005 по 27.02.2006 в сумме 7867,2 руб.
Арбитражный суд, рассмотрев заявленные требования, отказал в их удовлетворении в полном объеме, мотивировав тем, что нормами Таможенного кодекса РФ не предусмотрено такое основание для возврата таможенных платежей, как запрет выпуска товаров под заявленный режим после их таможенного оформления.
Данный вывод является ошибочным и судом не учтено следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 319 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу - при ввозе товаров обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения таможенной границы.
Статьей 156 ТК РФ установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 329 названного Кодекса при изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного настоящим Кодексом для завершения действия изменяемого таможенного режима.
Следовательно, предприниматель обоснованно воспользовался правом по изменению таможенного режима.
Из материалов дела усматривается, что предприниматель уплатил таможенные платежи по таможенным режимам "выпуск для внутреннего потребления" и "участник особой экономической зоны", что не оспаривается таможенным органом.
Порядок возврата излишне взысканных таможенных пошлин, налогов урегулирован статьей 355 ТК РФ.
В соответствии с пунктом 1 данной нормы излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Пунктом 9 статьи 355 ТК РФ установлен перечень оснований, при наличии которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 356 ТК РФ предусмотрен возврат таможенных платежей в случае изменения ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме.
Исходя из обстоятельств данного дела, предприниматель не может применять режим "выпуск для внутреннего потребления", за что привлечен к административной ответственности, и в связи с намерением применить который им были уплачены таможенные платежи в сумме 363071,38 руб. по платежному поручению N 1420 от 28.10.2005.
Таким образом, требование предпринимателя о возврате уплаченных таможенных платежей по ГТД N 2704 основано на нормах таможенного законодательства, регулирующих спорные отношения.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, следовательно, он подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию суда, при котором следует проверить правильность расчета заявленных к возврату таможенных платежей, обоснованность требования возврата процентов за период с 23.12.2005 по 27.02.2006, а также разрешить вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.05.2006 по делу N А37-547/06-5 Арбитражного суда Магаданской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Резолютивная часть постановления от 20 сентября 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2006 года.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка