почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
21
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2007 года Дело N Ф09-1099/07-С1


[Поскольку правом на списание неизрасходованных авансовых платежей в федеральный бюджет таможенные органы не наделены, срок нахождения денежных средств на счетах (в кассе) таможенного органа каким-либо определенным сроком не ограничен, судебные акты отменены, заявленные требования удовлетворены]
(Извлечение)

    
    
    Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Федеральный научно-производственный центр "Станкомаш" (далее - общество) на решение суда первой инстанции от 02.10.2006 (резолютивная часть от 13.07.2006) и постановление суда апелляционной инстанции от 01.12.2006 (резолютивная часть от 28.11.2006) Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-10723/06.
    
    В судебном заседании приняли участие представители: общества - Ячевская А.Ю. (доверенность от 01.05.2006 N 91), Комаров А.А. (доверенность от 01.01.2007 N 1); Челябинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) - Шибаев А.С. (доверенность от 10.01.2007 N 4), Кучинская В.В. (доверенность от 10.01.2007 N 7).
    
    Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий таможни по списанию авансовых платежей в сумме 918,72 долларов США в федеральный бюджет, а также об обязании таможни вернуть указанные денежные средства на его лицевой счет.
    
    Решением суда первой инстанции от 02.10.2006 (резолютивная часть от 13.07.2006; судья ...) в удовлетворении заявленных требований отказано.
    
    Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2006 (резолютивная часть от 28.11.2006; судьи: ...) решение оставлено без изменения.
    
    В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Общество считает, что распоряжение Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27.11.2003 N 647-р "Об утверждении методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам" (далее - Методические указания) не подлежит применению при разрешении настоящего спора, так как указанный акт не относится к актам таможенного законодательства, не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке, носит методический, рекомендательный характер и противоречат требованиям Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    
    Из материалов дела видно, что таможенный орган в письме от 20.01.2006 N 04-37/525 обратился к обществу с предложением о проведении сверки авансовых платежей, находящихся на лицевом счете таможни, на основании приложенного к письму акта сверки по состоянию на 31.12.2005.
    
    Общество не согласилось с указанным актом в части суммы 918,72 долларов США, перечисленной на лицевой счет таможни платежным поручением от 13.03.2001 N 30659. Письмом от 15.02.2006 N 04-37/1918 таможенный орган разъяснил обществу, что данная сумма списана в федеральный бюджет в связи с истечением трехлетнего срока нахождения ее на лицевом счете.
    
    Не согласившись с данными действиями таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и обязании таможенный орган восстановить указанную сумму на своем лицевом счете.
    
    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст.330 и ст.355 Кодекса, а также Методическими указаниями, пришли к выводу, что в связи с истечением срока возврата авансовых платежей таможенный орган был не вправе осуществлять со спорными денежными средствами какие-либо действия, помимо перечисления их в федеральный бюджет.
    
    Однако выводы судов являются ошибочными по следующим основаниям.
    
    В соответствии с п.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
    
    В силу ст.330 Кодекса авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст.353 Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
    
    Из приведенных нормативных положений следует, что авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, а подача заявления о возврате (зачете) денежных средств - не единственный способ распоряжения ими. При этом правом на списание неизрасходованных авансовых платежей в федеральный бюджет таможенные органы не наделены, срок нахождения денежных средств на счетах (в кассе) таможенного органа каким-либо определенным сроком не ограничен. Следовательно, истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет (в кассу) таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими другими способами, в частности путем подачи таможенной декларации.
    
    Перечисление неизрасходованных авансовых платежей в федеральный бюджет предусмотрено п.8.21 Методических указаний. Названный акт не может быть применен в настоящем деле как противоречащий положениям п.3 ст.35 Конституции Российской Федерации и ст.330 Кодекса (п.п.2, 3 ст.6 Кодекса, п.2 ст.13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Более того, Методические указания изданы Государственным таможенным комитетом Российской Федерации с превышением компетенции (п.1 ст.5 Кодекса), не зарегистрированы и не опубликованы в установленном порядке (п.2 ст.5 Кодекса).
    
    При таких обстоятельствах внесенные обществом авансовые платежи перечислены таможней в федеральный бюджет при отсутствии к тому законных оснований, в качестве которых не могут быть приняты ссылки на противоречащие закону положения подзаконных нормативных правовых актов.
    
    С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных обществом требований.
    
    Руководствуясь ст.ст.286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
    
    Решение суда первой инстанции от 02.10.2006 (резолютивная часть от 13.07.2006) и постановление суда апелляционной инстанции от 01.12.2006 (резолютивная часть от 28.11.2006) Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-10723/06 отменить.
    
    Признать незаконными действия Челябинской таможни по списанию в федеральный бюджет авансовых платежей в сумме 918,72 доллара США с лицевого счета открытого акционерного общества "Федеральный научно-производственный центр "Станкомаш".
    
    Обязать Челябинскую таможню восстановить списанную сумму 918,72 доллара США на лицевом счете открытого акционерного общества "Федеральный научно-производственный центр "Станкомаш".
    
    Возвратить открытому акционерному обществу "Федеральный научно-производственный центр "Станкомаш" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению от 15.01.2007 N 57.
    
    

Председательствующий
...

Судьи
...

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование