почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
19
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2007 года Дело N А21-10632/2005


[Суд удовлетворил заявление об оспаривании требования таможни об уплате таможенных платежей, поскольку таможня не доказала недействительность документов применительно к указанным в них сведениям о выпуске транспортного средства, следовательно, отсутствовали основания для доначисления предпринимателю таможенных платежей]



    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Подвального И.О., судей: Бухарцева С.Н., Зубаревой Н.А., рассмотрев 26.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2006 (судья Шкутко О.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2006 (судьи: Шестакова М.А., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А21-10632/2005, установил:
    
    Индивидуальный предприниматель Никитина Юлия Александровна обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании требования Калининградской таможни (далее - таможня) от 16.09.2005 N 10205000/160905/0000095 об уплате таможенных платежей.
    
    Решением суда от 17.01.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2006, заявление удовлетворено, оспариваемое требование таможни признано недействительным.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы считает, что при таможенном оформлении товара заявитель представил недостоверные сведения о годе выпуска автомобиля. По мнению таможни, датой выпуска транспортного средства следует считать дату его фактического изготовления, определяемую на основании информации, полученной от уполномоченного представителя фирмы-производителя, а не момент приобретения автомобилем функциональных свойств седельного тягача. В данном случае изменение таможней года выпуска ввезенного заявителем товара влияет на его классификацию по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД) и на размер подлежащих уплате таможенных платежей, что означает правомерность оспариваемого требования таможенного органа.
    
    Представители таможни и предпринимателя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Как видно из материалов дела, в ходе таможенного оформления в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ40) седельного тягача марки "МАN 19.343" (далее - товар, транспортное средство) предприниматель Никитина Ю.А. в сентябре 2004 года подала в таможню грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10205100/250904/0032612, в которой указала код товара согласно ТН ВЭД - 8701 20 901 8, а также месяц выпуска транспортного средства - декабрь 1997 года. При этом она руководствовалась данными паспорта транспортного средства и уплатила таможенную пошлину по ставке 15 процентов от стоимости товара.
    
    После выпуска товара и проверки сведений, указанных в ГТД, таможня классифицировала транспортное средство по другому коду ТН ВЭД - 8701 20 901 2, сделав вывод о том, что с момента выпуска транспортного средства прошло более семи лет.
    
    В обоснование своего решения таможня ссылается на информацию, полученную от представителя фирмы-изготовителя - ООО "МАН Автомобили Россия", согласно которой "датой производства" транспортного средства является 31.10.96 (письмо от 20.06.2005 N Вг-597/05; том дела I, лист 26).
    
    По мнению таможни, транспортное средство относится к категории "старше семи лет" и ему должен быть присвоен другой код ТН ВЭД, в связи с чем предпринимателю следует доплатить таможенные платежи из расчета иной ставки ввозной таможенной пошлины - 1 евро за 1 куб.см объема двигателя.
    
    Данные обстоятельства послужили таможне основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 10205000-587/2005 по признакам деяния, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведения по нему административного расследования (определение от 22.09.2005; том дела I, лист 83).
    
    Постановлением таможни от 26.09.2005 производство по данному делу прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Согласно этому постановлению таможенный орган не проводил назначенную криминалистическую экспертизу в связи с истечением сроков производства по делу (том дела I, листы 9, 116). Таким образом, вопрос о наличии в техническом паспорте транспортного средства тех или иных подделок административным органом не исследован.
    
    Таможня направила предпринимателю требование от 16.09.2005 N 10205000/160905/0000095 об уплате в срок не позднее 11.10.2005 таможенных платежей в сумме 389242 руб. 80 коп., в том числе 329866 руб. 78 коп. ввозной таможенной пошлины и 59376 руб. 02 коп. налога на добавленную стоимость, а также 60047 руб. 19 коп. пеней. В обоснование требования таможня ссылается на положения главы 29 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), недостоверность сведений о товаре, оформленном по спорной ГТД, изменение кода товара в соответствии с ТН ВЭД, а также на наличие у Никитиной Ю.А. задолженности по уплате таможенных платежей (том дела I, лист 11). К требованию приложен соответствующий расчет таможенных платежей.
    
    Не согласившись с данным требованием, Никитина Ю.А. обратилась в арбитражный суд.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
    
    Представленные участниками спора доказательства исследованы и оценены судебными инстанциями в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суды обоснованно признали, что в данном случае таможня не доказала оснований для доначисления предпринимателю таможенных платежей и направления ему оспариваемого требования.
    
    Суды исходили из того, что под "выпуском автомобиля" (датой выпуска) следует понимать выпуск его с завода, от изготовителя, введение товара в гражданский оборот (в своем функциональном качестве), а не дату его фактического производства.
    
    Согласно примечаниям к группе 87 ТН ВЭД РФ "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" при отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления (абзац введен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2002 N 642).
    
    Моментом выпуска транспортного средства считается дата его изготовления, которая указана на транспортном средстве и в сопроводительных документах. Если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и в сопроводительных документах, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа на момент таможенного оформления транспортного средства, позволяющая определить дату изготовления (пункт 39 Сборника 1 решений и разъяснений по классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров; приложение к распоряжению Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.11.2001 N 1091-р).
    
    По смыслу приведенных нормативных положений юридическое значение придается последовательной оценке данных: сначала оцениваются данные сопроводительных документов, затем - данные кода изготовления, указанного в идентификационном номере транспортного средства, и лишь затем - иная информация, включая пояснения представителей завода-изготовителя. Более того, документальное подтверждение даты изготовления транспортного средства имеет приоритетное значение для решения вопроса о годе его выпуска. Установление года выпуска по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, либо с использованием иной достоверной информации, допустимо лишь при наличии неустранимых пороков в сопроводительных документах. В то же время документальная база. которой располагает импортер транспортного средства (в части указаний на момент его выпуска) содержит данные не о дате фактического производства транспортного средства, а о начале его эксплуатации (дата введения в эксплуатацию, дата первой регистрации транспортного средства). Таким образом. очевидна противоречивость в нормативной оценке на подзаконном уровне понятий "дата изготовления" и "дата выпуска".
    
    Вместе с тем согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2003 N 358 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении ввоза на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов транспортных средств, с момента выпуска которых прошло более 7 лет") общим классификационным критерием для всех товаров, относящихся к товарной группе 8701 20 90, является наличие эксплуатационного износа (в графе "Наименование позиции" указано "бывшие в эксплуатации").
    
    Внося соответствующие изменения в Таможенный тариф Российской Федерации, Правительство Российской Федерации проводило определенную таможенную политику государства, стремилось оградить внутренний рынок Российской Федерации (в интересах не только российского производителя, но и российского потребителя) от продукции, эксплуатационные показатели которой свидетельствуют о высокой вероятности неблагоприятных экологических последствий. В связи с этим именно эксплуатационный критерий ("выпуск в эксплуатацию", начало эксплуатации транспортного средства) представляется юридически значимым с учетом систематического и исторического толкования нормативных положений.
    
    Неоднозначность толкования правовых норм при наличии неточных нормативных формулировок и позволила суду апелляционной инстанции применить пункт 1 статьи 6 ТК РФ, согласно которому положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
    
    В данном случае Никитина Ю.А. как декларант руководствовалась данными о дате выпуска автомобиля, которые фиксируются в техническом паспорте транспортного средства и в других сопроводительных документах. Эти данные не опровергнуты таможенным органом в ходе контрольных мероприятий. Таможня не доказала недействительность соответствующих документов применительно к указанным в них сведениям о выпуске транспортного средства.
    
    При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление предпринимателя (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 350 ТК РФ).
    
    Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2006 по делу N А21-10632/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской таможни - без удовлетворения.

    
    

Председательствующий
И.О.Подвальный

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Н.А.Зубарева

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование