- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2007 года Дело N А05-7511/2006-34
[Суд отказал в удовлетворении требования о признании недействительным решения таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, так как таможенные сборы подлежат уплате каждый раз при оказании таможенным органом публично-правовых услуг - принятии, проверке и оформлении таможенной декларации как временной, так и полной]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Михайловской Е.А., судей: Зубаревой Н.А., Троицкой Н.В., при участии: от открытого акционерного общества "Архангельский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат N 3" Плюснина М.А. (доверенность от 05.12.2005 N 4909), от Архангельской таможни Костылевой Е.В. (доверенность от 11.12.2006 N 47), рассмотрев 13.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат N 3" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2006 по делу N А05-7511/2006-34 (судьи: Чельцова Н.С., Богатырева В.А., Маганова Т.В.), установил:
Открытое акционерное общество "Архангельский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат N З" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Архангельской таможни (далее - Таможня) от 19.05.2006 N 14-01-26/2783 об отказе в возврате 1614500 руб. излишне уплаченных таможенных платежей и обязании Таможни возвратить Обществу указанные денежные средства.
Решением суда от 11.09.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2006 решение суда от 11.09.2006 отменено, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции статей 11, 60, 137, 138, 357.1, 357.6, 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), просит отменить постановление от 23.11.2006, оставить в силе решение от 11.09.2006. По мнению подателя жалобы, применение упрощенного порядка декларирования является правом декларанта, реализация которого не должна приводить к возложению на него дополнительных фискальных обременений и ухудшению его положения. Взимание таможенного сбора дважды за таможенное оформление одних и тех же товаров (при подаче временной и полной таможенной декларации) действующим законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество как отправитель и декларант с декабря 2004 года по декабрь 2005 года осуществляло вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров (лесоматериалы), применяя упрощенный порядок их декларирования - периодическое временное декларирование.
За указанный период Общество подало в таможню 76 временных грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), а затем, после убытия товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, - такое же количество полных ГТД. Заявитель при подаче как временных, так и полных деклараций уплачивал за таможенное оформление товаров таможенные сборы, которые составили 1687653 руб. 70 коп. и 1614500 руб. соответственно.
Полагая неправомерным взимание таможенных сборов дважды за таможенное оформление одних и тех же товаров, Общество обратилось в Таможню с заявлением о возврате 1614500 руб., излишне уплаченных им при подаче полных ГТД (письмо от 21.04.2006 N 1500).
Таможня отказала Обществу в удовлетворении заявления, указав, что поскольку каждое декларирование товара (каждая подача декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора, факт излишней уплаты таможенных платежей отсутствует (письмо Таможни от 19.05.2006 N 14-01-26/2783).
Считая решение Таможни об отказе в удовлетворении данного заявления незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, указав, что таможенный сбор подлежит уплате однократно при подаче временной ГТД за таможенное оформление товара.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что таможенные сборы подлежат уплате каждый раз при оказании таможенным органом публично-правовых услуг - принятии, проверке и оформлении таможенной декларации как временной, так и полной, и отменил решение суда, отказав Обществу в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Виды, ставки, правила исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных сборов установлены главой 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации (статьи 357.1-357.10 ТК РФ). Эти нормативные положения введены Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
К таможенным сборам относятся таможенные сборы за таможенное оформление (статья 357.1 ТК РФ). Ответственными за уплату таможенных сборов за таможенное оформление являются лица, определенные пунктом 1 статьи 320 ТК РФ (пункт 1 статьи 357.2 ТК РФ). Таможенные сборы уплачиваются по ставкам, предусмотренным пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров. Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
В силу пункта 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
Из приведенных норм права следует, что таможенный сбор является возмездным обязательным платежом за совершение в отношении его плательщиков таможенными органами Российской Федерации юридически значимых действий, предоставляющих участнику таможенных правоотношений (после принятия таможенной декларации, представления и проверки документов и сведений) право перейти к последующим таможенным операциям в рамках таможенного оформления. При этом каждое декларирование товара (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг. Поэтому таможенный сбор должен уплачиваться каждый раз в случае оказания таможенным органом "публичной услуги" - принятия (проверки и оформления) таможенной декларации, что имеет место в случае подачи как временной, так и полной ГТД.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации N 863 в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.
Из данной правовой нормы следует, что в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании таможенные сборы уплачиваются по обычной (общей) ставке, установленной пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 863.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ. Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.
Таким образом, по смыслу приведенных положений статьи 137 ТК РФ и главы 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации в их системном единстве выбор декларантом соответствующего порядка декларирования призван обеспечить максимально выгодный экономический результат для участника внешнеэкономической деятельности, но в то же время создает для декларанта определенный комплекс прав и обязанностей, реализация которых с учетом баланса публичных и частных интересов не всегда может привести только к позитивным для него правовым последствиям.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2006 по делу N А05-7511/2006-34 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат N 3" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.Михайловская
Судьи:
Н.А.Зубарева
Н.В.Троицкая