почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
22
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2007 года Дело N А42-6922/2006


[Заявленное требование о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по части 6 ст.15.25 КоАП РФ было удовлетворено, поскольку обществом фактически не оказывались нерезиденту услуги в рамках контракта, контролируемого агентом и (или) органом валютного контроля, поэтому у него отсутствовала обязанность представлять в уполномоченный банк документы, подтверждающие их оказание]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Подвального И.О., судей: Мунтян Л.Б., Хохлова Д.В., рассмотрев 03.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2006 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 (судьи: Лопато И.Б., Борисова Г.В., Шестакова М.А.) по делу N А42-6922/2006, установил:
    
    Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее - управление) от 14.09.2006 по делу N 119-НН о назначении обществу административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    
    Решением суда от 01.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2007, заявление удовлетворено, оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено.
    
    В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статей 5, 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), пункта 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение), пункта 2 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах (приложение 1 к Положению). Податель жалобы считает, что документом, подтверждающим факт оказания обществом услуг по договору фрахтования от 05.03.2005 N 7/2005-ДЭЛФ/51, является выставленный обществом (судовладелец) нерезиденту (фрахтователь) счет (инвойс) от 07.09.2005 N 05/00982. Поскольку дата этого счета указана обществом в графе 1 справки о подтверждающих документах, а оказание транспортных услуг к этому сроку согласуется с условиями договора, общество должно было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах не позднее 15.10.2005 (пункт 2.4 Положения). Так как справка фактически представлена заявителем в уполномоченный банк 03.11.2005, общество совершило административное правонарушение, нарушив порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).
    
    Управление не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях общества отсутствует нарушение резидентом срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям. По мнению административного органа, суд ошибочно указал на то, что общество не должно было представлять (ошибочно представило) в уполномоченный банк инвойс от 07.09.2005 N 05/00982 к соответствующему паспорту сделки и указывать этот документ в справке о подтверждающих документах. Справка о подтверждающих документах, которая содержит недостоверные сведения, "вводит в заблуждение уполномоченный банк относительно валютных операций, проводимых по паспорту сделки, и не позволяет ему как агенту валютного контроля контролировать проведение резидентом валютных операций".
    
    Представители управления и общества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно, что общество (судовладелец) и британская компания "Supernova Expeditions Ltd." (фрахтователь) заключили договор фрахтования на время (тайм-чартер) от 05.03.2005 N 7/2005-ДЭЛФ/51. Обществом открыт в уполномоченном банке паспорт сделки N 05040001/0439/0054/3/0 к данному договору (том дела I, лист 30).
    
    Во исполнение обязанностей резидента 03.11.2005 общество представило в уполномоченный банк (филиал "Мурманский" открытого акционерного общества "Промышленно-строительный банк") в числе прочих документов счет (инвойс) от 07.09.2005 N 05/00982 за портовые сборы на сумму 3023,88 доллара США и справку о подтверждающих документах по форме, утвержденной Положением, в графе 1 которой указана дата оформления соответствующего документа - 07.09.2005 (том дела I, листы 28, 32).
    
    В ходе проверки порядка и сроков представления обществом форм учета и отчетности управление усмотрело в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ), в связи с чем в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование (определение управления от 20.07.2006; том дела I, листы 21-22) и составлен протокол об административном правонарушении от 24.08.2006 N 38 (том дела I, листы 36-39).
    
    В рамках административного производства общество представило управлению письменные объяснения, указав, что инвойс от 07.09.2005 N 05/00982 не относится к паспорту сделки N 05040001/0439/0054/3/0 и ошибочно включен в справку о подтверждающих документах. Резидент пояснил, что в соответствии с пунктом 9.1.1 договора от 05.03.2005 N 7/2005-ДЭЛФ/51 фрахтователь самостоятельно оплачивает портовые сборы при заходе в порты в период действия тайм-чартера, а следовательно, общество фактически не оказывало иностранному контрагенту услуги на указанную в спорном инвойсе сумму (письмо общества от 06.09.2006 N юр-4/335; том дела I, листы 43-44).
    
    По результатам административной процедуры управление посчитало, что в нарушение пункта 2.4 Положения общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и инвойс от 07.09.2005 N 05/00982 за портовые сборы (как документ, подтверждающий факт оказания услуг) на сумму 3023,88 доллара США с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения. По мнению административного органа, справку о подтверждающих документах следовало представить не позднее 15.10.2005.
    
    Согласно постановлению управления от 14.09.2006 общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Действия заявителя оценены как нарушающие требования статьи 24 Закона N 173-ФЗ и пункта 2.4 Положения. Обществу назначено административное наказание в виде 40000 руб. (400 МРОТ) штрафа.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права.
    
    Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
    
    В соответствии с положениями пункта 4 статьи 5 и подпункта 1 и 2 пункта 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации. Резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
    
    Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением.
    
    Согласно пункту 2.1 Положения, принятого в соответствии с Законом N 173-ФЗ, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие, в частности, выполнение работ, оказание услуг (подтверждающие документы).
    
    Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).
    
    В соответствии с пунктом 2.4 Положения подтверждающие документы и справка представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.
    
    В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг (пункт 2 приложения 1 к Положению). При этом в справке (графы 4-7) должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг).
    
    По смыслу приведенных нормативных положений для целей валютного контроля имеет значение дата (время) оформления документа, позволяющего установить точную стоимость выполненных работ, оказанных услуг, относящихся к предмету определенного внешнеэкономического договора. Этот договор является основанием для открытия соответствующего паспорта сделки и формирования документального досье (отчетности). В связи с этим несоблюдению установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям должны предшествовать действия по заключению внешнеэкономического договора, открытию паспорта сделки и исполнению условий конкретного договора. Только после совершения таких действий своевременное и правильное представление отчетности по валютным операциям приобретает правовое значение для целей валютного контроля. Представление же в уполномоченный банк отчетности, не относящейся к предмету внешнеэкономической сделки и соответствующему паспорту сделки, не может рассматриваться как образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
    
    По мнению управления, в данном случае отчетным (подтверждающим) документом является инвойс от 07.09.2005 N 05/00982. Однако данный вывод органа валютного контроля обоснованно отклонен судами, поскольку направление такого инвойса его адресату и представление этого документа агенту валютного контроля не связаны с фактическим оказанием обществом нерезиденту услуг, относящихся к предмету контролируемого контракта.
    
    Из объяснений заявителя следует, что спорный инвойс включен им в справку о подтверждающих документах ошибочно и не может рассматриваться в качестве подтверждения реального оказания обществом услуг по договору от 05.03.2005 N 7/2005-ДЭЛФ/51.
    
    Как установлено судом первой инстанции, рассматриваемый инвойс направлен обществом своему контрагенту в связи с необходимостью возмещения фрахтователем понесенных судовладельцем портовых расходов, связанных с эксплуатацией судна в период фрахта (лоцманские и навигационные сборы, услуги по буксировке, швартовке и отшвартовке). В инвойс включены суммы за услуги, оказанные фрахтователю не обществом, а иными лицами. Оплата судовладельцем этих услуг третьим лицам с последующим выставлением инвойса фрахтователю не предусмотрена контрактом и произведена за рамками спорного договора. Эти услуги не относятся непосредственно к предмету договора фрахтования. Оплата соответствующих услуг (портовых сборов) именно фрахтователем, а не судовладельцем предусмотрена пунктом 9.1.1 договора от 05.03.2005 N 7/2005-ДЭЛФ/51. Доказательств иного управлением не представлено.
    
    При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что поскольку обществом фактически не оказывались нерезиденту услуги в рамках контракта, контролируемого агентом и (или) органом валютного контроля, у него отсутствует и обязанность представлять в уполномоченный банк документы, подтверждающие их оказание.
    
    Таким образом, доводы управления о том, что общество обязано представить в уполномоченный банк подтверждающие документы и соответствующую справку в срок не позднее 15.10.2005, являются необоснованными. В действиях заявителя не усматриваются признаки вмененного ему деяния (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ). Выводы судов соответствуют положениям статей 71 и 210 (часть 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    
    Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 по делу N А42-6922/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области - без удовлетворения.
    
    

Председательствующий
И.О.Подвальный

Судьи:
Л.Б.Мунтян
Д.В.Хохлов

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование