почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
3
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2007 года Дело N А21-4797/2006


[Действия таможни, выразившиеся в принятии решений о несогласии с использованием избранного предпринимателем метода оценки таможенной стоимости товаров по ГТД, были признаны незаконными, поскольку таможенный орган не доказал, что товары, указанные в соответствующем профиле риска на уровне четырех знаков ТН ВЭД, являются идентичными или однородными по отношению к товарам, ввезенным предпринимателем, и сопоставимыми по условиям сделки]

    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Мунтян Л.Б., Хохлова Д.В., рассмотрев 04.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гайфуллина Александра Азатовича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2007 по делу N А21-4797/2006 (судья Сергеева И.С.), установил:
    
    Индивидуальный предприниматель Гайфуллин Александр Азатович обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Неманской таможни (далее - таможня) по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10220030/090506/1009180, 10220030/100506/1009208 и 10220030/110506/1009311 (принятии решений о несогласии с использованием избранного предпринимателем первого метода определения таможенной стоимости). Кроме того, заявитель просит признать незаконным бездействие таможни, выразившееся в непринятии решений об окончательной таможенной стоимости товара по указанным ГТД, и обязать таможню вынести такие решения.
    
    Решением суда первой инстанции от 08.02.2007 заявление частично удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие таможни, выразившееся в непринятии решений об окончательной таможенной стоимости товаров, и обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решений об окончательной таможенной стоимости товаров, ввезенных им по ГТД N 10220030/090506/1009180, 10220030/100506/1009208 и 10220030/110506/1009311. В удовлетворении остальной части требований Гайфуллину А.А. отказано.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий таможни по корректировке таможенной стоимости, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что он правомерно применил первый метод определения таможенной стоимости товаров и доказал достоверность и достаточность представленных в подтверждение сведений, а таможня произвольно осуществила корректировку таможенной стоимости, не имея на это правовых оснований.
    
    Предприниматель и представители таможни, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
    
    Как усматривается из материалов дела, по контракту от 25.11.2005 N 05/ЕХ, заключенному с фирмой "PLAGRET MANAGEMENT LTD. CO.", Германия, предприниматель ввез на территорию Российской Федерации и оформил в таможне следующие товары:
    
    - листы из полиметилметакрилата, трубы из оргстекла, стержни из оргстекла прозрачные, клей из синтетических полимеров, пластификатор для ускорения склеивания пластмасс, пасту чистящую и специальные тканевые салфетки общей стоимостью 14608,11 доллара США (ГТД N 10220030/090506/1009180);
    
    - карбометилцеллюлозу стоимостью 17560 долларов США (ГТД N 10220030/100506/1009208);
    
    - листы из ударопрочного полистирола, листы из поливинилхлорида и пленку самоклеящуюся общей стоимостью 15237,57 доллара США (10220030/110506/1009311).
    
    Предприниматель определил таможенную стоимость товаров в соответствии с первым методом (по цене сделки с ввозимыми товарами) и представил в таможню документы, необходимые для ее подтверждения.
    
    В ходе контроля таможенной стоимости таможня установила, что в рамках применения системы управления рисками возникают значительные расхождения при определении индексного показателя товара - коэффициента, равного отношению статистической стоимости товара к весу "нетто". На основании анализа индексных показателей таможенный орган сделал вывод о наличии признаков недостоверности заявленных предпринимателем сведений.
    
    При проверке правильности определения таможенной стоимости таможня вынесла решения о несогласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости, запросила у него дополнительные документы и рассчитала размер обеспечения уплаты таможенных платежей.
    
    В трехдневный срок, установленный частью 1 статьи 152 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), таможней не была завершена процедура определения таможенной стоимости; товар выпущен таможней в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" под обеспечение уплаты таможенных платежей.
    
    В подтверждение внесения денежного залога предпринимателю выданы таможенные расписки.
    
    На момент обращения Гайфуллина А.А. в арбитражный суд и до принятия обжалуемого судебного акта, таможней не были приняты решения об окончательной таможенной стоимости товаров по спорным ГТД.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что выводы суда о правомерности действий таможни по принятию решений о несогласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости не в полной мере соответствуют нормам материального права.
    
    Согласно части 3 статьи 323 ТК РФ контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
    
    Такой порядок установлен приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" (далее - Положение), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.12.2003 за N 5347.
    
    По смыслу пункта 4 Положения уровень таможенной стоимости является признаком, указывающим на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными.
    
    Согласно части 3 статьи 153 ТК РФ при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными, таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации.
    
    В соответствии с частью 1 статьи 152 ТК РФ таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений.
    
    Кассационная коллегия считает необоснованным довод таможни о том, что она не совершала действий по корректировке таможенной стоимости ввозимого товара. В заявлениях, поданных в суд, предприниматель указывает, какие именно действия таможенного органа оспариваются им по настоящему делу, имея в виду решения таможни о непринятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров (дополнения N 1 к соответствующим декларациям таможенной стоимости), то есть о несогласии с избранным им методом определения таможенной стоимости товаров. Данные решения представляют собой необходимый этап процедуры корректировки таможенной стоимости товаров и являются основанием для начисления декларанту сумм обеспечения уплаты таможенных платежей.
    
    Отказав предпринимателю в удовлетворении требований, суд исходил из того, что Гайфуллин А.А. не представил документы, подтверждающие оплату поставленных товаров, а также их перевозки, а следовательно, таможенные органы были вправе принять решение о несогласии с использованием избранного им метода оценки таможенной стоимости товаров и запросить дополнительные документы, после чего принять решение о таможенной стоимости товаров.
    
    Кассационная коллегия не может согласиться с такой правовой позицией суда по следующим основаниям.
    
    По смыслу статей 15 и 16 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) в редакции от 20.12.2005, действовавшей на момент оформления ГТД N 10220030/100506/1009208 и 10220030/110506/1009311, в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможня обязана опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений (пункт 2 статьи 15 Закона).
    
    Аналогичному толкованию подлежат и положения статьи 323 ТК РФ.
    
    Таким образом, обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров"). При рассмотрении дел об оспаривании декларантами решений таможенных органов о несогласии с использованием при определении таможенной стоимости товара основного метода таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих возможность применения основного метода определения таможенной стоимости товара.
    
    Из материалов дела видно, что в подтверждение заявленной в ГТД N 10220030/090506/1009180, 10220030/100506/1009208 и 10220030/110506/1009311 таможенной стоимости предприниматель представил все имеющиеся в его распоряжении документы, необходимые для определения таможенной стоимости по первому методу. Представленные предпринимателем сведения соответствуют перечню, приведенному в приказе ГТК РФ от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.10.2003 за N 5171).
    
    Закрепленные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
    
    В силу положений пунктов 2-4 статьи 358 ТК РФ при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения следующих нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
    
    имеющих устойчивый характер;
    
    связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
    
    подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
    
    затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
    
    Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.
    
    Таким образом, система управления рисками предполагает обязательность и результативность анализа и комплексной оценки рисков. Сам по себе "риск" не может рассматриваться в качестве необходимого и достаточного условия для признания правомерными оспариваемых действий и бездействия в целом.
    
    В данном случае таможенный орган не доказал, что товары, указанные в соответствующем профиле риска на уровне четырех знаков Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, являются идентичными или однородными по отношению к товарам, ввезенным предпринимателем, и сопоставимыми по условиям сделки. Доказательства недостоверности приведенных Гайфуллиным А.А. сведений о цене сделки таможней не представлены. Эти выводы подтверждаются материалами дела и согласуются с положениями статей 15, 16, 18, 19 Закона, статьи 323 ТК РФ, статей 65 (часть 1) и 200 (часть 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, оснований для дополнительного исследования и повторной оценки доказательств не имеется.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 110, 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2007 по делу N А21-4797/2006 в части отказа индивидуальному предпринимателю Гайфуллину Александру Азатовичу в удовлетворении требований о признании незаконными действий Неманской таможни, выразившихся в принятии решений о несогласии с использованием избранного предпринимателем метода оценки таможенной стоимости товаров по ГТД N 10220030/090506/1009180, 10220030/100506/1009208 и 10220030/110506/1009311, отменить.
    
    В названной части заявленные требования удовлетворить. Признать действия Неманской таможни, выразившиеся в принятии решений о несогласии с использованием избранного предпринимателем метода оценки таможенной стоимости товаров по ГТД 10220030/090506/1009180, 10220030/100506/1009208 и 10220030/110506/1009311, незаконными, не соответствующими Таможенному кодексу Российской Федерации.
    
    В остальной части решение от 08.02.2007 оставить без изменения.
    
    Взыскать с Неманской таможни в пользу индивидуального предпринимателя Гайфуллина Александра Азатовича 50 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
    
    

Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи:
Л.Б.Мунтян
Д.В.Хохлов



  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование