почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
22
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2007 года Дело N А52-4521/2006


[Суд признал незаконным требование таможни об уплате таможенных платежей и пеней, в том числе ввозной таможенной пошлины, НДС и пеней, поскольку таможенный орган не доказал обоснованность принятых им классификационных решений и, как следствие, наличие правовых и фактических оснований для направления заявителю оспариваемого требования]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Подвального И.О., судей: Бухарцева С.Н., Троицкой Н.В., при участии от Псковской таможни Федоткиной О.Н. (доверенность от 10.05.2007 N 11-10.1/7247), Зуева Г.А. (доверенность от 03.05.2007 N 11-10.1/6890), рассмотрев 23.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Макаревич Людмилы Ивановны на решение Арбитражного суда Псковской области от 13.02.2007 (судья Разливанова Т.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2007 (судьи: Богатырева В.А., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А52-4521/2006, установил:
    
    Индивидуальный предприниматель Макаревич Людмила Ивановна обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением об оспаривании требования Псковской таможни (далее - таможня) от 20.12.2006 N 220 об уплате 124186 руб. 50 коп. таможенных платежей и 9990 руб. 80 коп. пеней.
    
    Решением суда от 13.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2007, предпринимателю отказано в удовлетворении заявления.
    
    В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами положений Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД). По мнению предпринимателя, к подсубпозиции 8424 81 910 0 ТН ВЭД следует относить все распылители, предназначенные для установки на тракторах или для буксирования этими тракторами независимо от физического состояния используемых минеральных удобрений (порошкообразного или жидкостного), а не только распылители порошков в сухом виде. Иное означало бы сужение смысла правовой нормы путем установления для товара с наименованием "распылитель" дополнительных классификационных критериев. Правомерность заявленного предпринимателем классификационного кода товара по ТН ВЭД подтверждается заключением эксперта-филолога по языковому содержанию текста соответствующей подсубпозиции ТН ВЭД, разъяснениями, данными декларанту Главным управлением товарной номенклатуры и торговых ограничений Федеральной таможенной службы (далее - ФТС), а также имеющейся на официальном сайте ФТС информацией о принятых таможенным органом предварительных решениях о классификации товара.
    
    В судебном заседании представители таможни отклонили доводы жалобы.
    
    Представители Макаревич Л.И., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель Макаревич Л.И. как получатель и декларант на основании поданных в таможню в мае 2006 года грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) N 10209080/230506/П001356 и 10209080/230506/П001358 оформила ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, следовавших в ее адрес по внешнеэкономическому контракту от 20.01.2006 N РУ/74318870/00001 от иностранного грузоотправителя. В указанных ГТД товары описаны как "Lemken Spraying mounting/распылитель (опрыскиватель) прицепной (предназначенный для буксировки трактором), используемый в сельском хозяйстве для распыления минеральных удобрений и для защиты растений" производства фирмы "Kverneland Group Nieuw Venner B.V." (Нидерланды) тип "RAU EXPLORER A 28", модификация "HSS 24". По каждой ГТД товары ввозились в количестве 2 штук. В графе 33 каждой ГТД декларант указал код товара согласно ТН ВЭД - 8424 81 910 0: "распылители и распределители порошков, предназначенные для установки на тракторах или для буксирования этими тракторами".
    
    В ходе таможенного контроля таможня назначила товароведческую экспертизу оформленных по спорным ГТД товаров по вопросам их целевого предназначения и принципа подготовки к работе (постановления от 18.10.2006; листы дела 22, 23). Проведение экспертизы поручено региональному филиалу Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ).
    
    Экспертное учреждение направило в представительство фирмы-производителя товара в Москве запрос о технических характеристиках ввезенного предпринимателем оборудования. В запросе от 08.11.2006 перед адресатом поставлены следующие вопросы: как осуществляется распределение минеральных удобрений на растения (методом опрыскивания растений водными растворами минеральных удобрений или методом распыления минеральных удобрений в виде сухих порошков); могут ли применяться опрыскиватели модели "RAU EXPLORER A 28" для распыления порошковых минеральных удобрений без разбавления их водой (в виде сухих порошков); каков принцип подготовки к работе и самой работы опрыскивателей? В ответ на запрос (письмо от 10.11.2006) менеджер и руководитель отдела ООО "Квернеланд Груп СНГ" сообщили, что невозможно распылять порошковые удобрения с помощью опрыскивателей модели "RAU EXPLORER A 28" без добавления воды. Использование товаров предполагает метод распыления водных растворов и эмульсий на поверхность растений. Пестициды и удобрения (в том числе в виде порошков) предварительно помещаются в специальный бак для приготовления маточного раствора. Далее в этот бак добавляется небольшое количество чистой воды, которая перемешивается с концентрированным раствором или сухим порошком до образования жидкой смеси или эмульсии. Оттуда готовая смесь (эмульсия) подается в основной бак и перемешивается при помощи "гидромешалки" с основной массой чистой воды для создания рабочего раствора заданной концентрации, который при постоянном перемешивании подается под давлением на форсунки и распыляется на растения (листы дела 26-27).
    
    Согласно заключениям эксперта регионального филиала ЦЭКТУ от 30.11.2006 N 1368/07-2006, 1369/07-2006 спорные опрыскиватели (распрыскиватели) соответствующей модели и модификации предназначены для распыления минеральных удобрений, пестицидов на полевые культуры методом распыления водных растворов и эмульсий на поверхность растений. Использование модели "RAU EXPLORER A 28" модификации "HSS 24" производства фирмы "Kverneland Group Nieuw Venner B.V." (Нидерланды) для распыления минеральных удобрений и пестицидов в виде сухих порошков без добавления воды невозможно (листы дела 28-29, 31-33).
    
    Указанные обстоятельства и результаты исследования послужили основанием для принятия таможней решений о классификации товара от 15.12.2006 N 10209000/44-17/368, 10209000/44-17/369 (листы дела 10, 13), согласно которым ввезенные товары соответствуют другому коду ТН ВЭД - 8424 81 990 0: "механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства - устройства прочие - для сельского хозяйства или садоводства - прочие". В связи с изменением кода ТН ВЭД изменилась и ставка таможенной пошлины - 10 процентов от таможенной стоимости.
    
    По результатам таможенного контроля (по факту принятых классификационных решений) таможня направила обществу требование от 20.12.2006 N 220 об уплате в срок не позднее 10.01.2007 таможенных платежей и пеней на общую сумму 134177 руб. 30 коп., в том числе 105242 руб. 80 коп. ввозной таможенной пошлины, 18943 руб. 70 коп. налога на добавленную стоимость и 9990 руб. 80 коп. пеней (лист дела 7).
    
    Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, согласившись с правовой позицией таможенного органа, посчитав соответствующие решения о классификации товара, а следовательно, и оспариваемое требование законными и обоснованными.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает выводы судов ошибочными по следующим основаниям.
    
    В соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенные органы уполномочены классифицировать товары по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществлять классификацию товаров. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными.
    
    Однако с учетом положений названной статьи не исключается вероятность принятия таможенными органами необоснованных решений о классификации товаров, нарушающих права участников таможенных правоотношений и, как следствие, не исключается право заинтересованных лиц на судебную проверку обоснованности таких решений и принятых (направленных, совершенных) на их основе актов (требований, действий) по праву. Эти лица вправе обратиться в арбитражный суд с целью проверки соответствия таких актов (требований, решений) и определенным фактическим обстоятельствам применительно к статьям 4, 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
    
    Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений (пункт 4 статьи 40 ТК РФ).
    
    В силу пункта 1 статьи 41 ТК РФ федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые этой службой, по запросу заинтересованного лица принимают предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара).
    
    В силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций (ОПИ ТН ВЭД).
    
    Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации прежде всего значимы наименования субпозиций и примечания, имеющие отношение к субпозициям. Лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).
    
    Вместе с тем в силу правила 2 "б" ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами.
    
    По данному делу правовое значение приобретает наименование товарной позиции 8424 ТН ВЭД - Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства.
    
    Очевидно, что порошок может и должен рассматриваться как вещество, смесь или соединение которого с другим веществом (водой) имеет классификационное значение применительно к правилу 2 "б" ОПИ ТН ВЭД.
    
    Технические (технологические) характеристики спорного товара свидетельствуют о том, что он предназначен для обработки сельскохозяйственных культур жидкими растворами порошковых минеральных удобрений, что не исключает его основного технологического предназначения (распыление) с определенным подготовительным этапом (растворение порошка в воде).
    
    Таким образом, к подсубпозиции 8424 81 910 0 ТН ВЭД могут относиться как распылители жидкостей или порошков, так и распределители порошков, предназначенные для установки на тракторах или для буксирования этими тракторами. Такое толкование соответствующих положений ТН ВЭД подтверждается и Главным управлением товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС, и опубликованной на официальном сайте ФТС информацией о предварительных решениях о классификации товаров по критерию "прицепной - самоходный тип опрыскивателя" с указанием и иных классификационных (описательных) признаков: смешивание порошков в водной среде с помощью "гидромиксера", распределение рабочей смеси при постоянном перемешивании и пр.(листы дела 62, 92, 117).
    
    Суды отклонили доводы заявителя, указав, в частности, и на то, что в отношении спорного товара (фирма-изготовитель и модификация) предварительное решение о классификации не принималось. Однако представленные участниками спора доказательства (при рассмотрении дела в двух судебных инстанциях) в их совокупности и взаимной связи позволяют сделать вывод о наличии искомых классификационных критериев, подтверждающих обоснованность доводов предпринимателя. Сам по себе факт отсутствия предварительного классификационного решения в отношении конкретного товара не может однозначно свидетельствовать о безосновательности заявленных требований.
    
    Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
    
    В данном случае таможенный орган не доказал обоснованность принятых им классификационных решений и, как следствие, наличие правовых и фактических оснований для направления заявителю оспариваемого требования. Выводы судов основаны на ошибочном истолковании норм материального права и неправильном применении положений статей 71 и 200 АПК РФ. По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Псковской области от 13.02.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2007 по делу N А52-4521/2006 отменить.
    
    Заявление индивидуального предпринимателя Макаревич Людмилы Ивановны удовлетворить.
    
    Признать требование Псковской таможни от 20.12.2006 N 220 об уплате таможенных платежей недействительным, не соответствующим Таможенному кодексу Российской Федерации.
    
    Взыскать с Псковской таможни в пользу индивидуального предпринимателя Макаревич Людмилы Ивановны 50 руб. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде кассационной инстанций.
    
    

Председательствующий
И.О.Подвальный

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Н.В.Троицкая

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование