- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2007 года Дело N А26-1150/2007
[Суд удовлетворил требование о признании незаконным и отмене постановления ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о назначении обществу административного наказания на основании п.6 ст.15.25 КоАП, поскольку орган валютного контроля не вправе требовать от резидента представления каких-либо определенных документов, подтверждающих факт оказания услуг, в частности, счетов-фактур, если в рамках частноправовых отношений контрагентами избран другой способ констатации исполнения взаимных обязательств]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Любченко И.С., Подвального И.О., рассмотрев 22.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2007 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 (судьи: Згурская М.Л., Масенкова И.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-1150/2007, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Скорпио" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Росфиннадзор) от 29.01.2007 N 86-06/209П о назначении обществу административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.03.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Росфиннадзор просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, срок представления подтверждающих документов истек 15.08.2006, тогда как фактически акты выполненных работ-услуг представлены заявителем в уполномоченный банк 22.09.2006. Росфиннадзор считает, что в данном случае с момента оплаты нерезидентом оказанных услуг документами, подтверждающими факт их оказания, являются также и счета-фактуры. Названные документы, оформленные 09.07.2006 и 20.07.2006 соответственно, не представлены агенту валютного контроля.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договором от 08.08.2002 N 05/01, общество оказало компании "Finnkarelko OY" (Финляндия) транспортные услуги на сумму 2550 евро и направило нерезиденту акты о выполнении работ-услуг от 09.07.2006 N 10 и от 20.07.2006 N 11, а также счета-фактуры от 09.07.2006 N 33 и от 20.07.2006 N 35. Оказанные услуги оплачены заказчиком 12.07.2005 и 26.07.2006 соответственно, акты о выполнении работ-услуг и справка о подтверждающих документах представлены заявителем в уполномоченный банк 22.09.2006. Несвоевременное представление в банк форм учета и отчетности по валютным операциям послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Постановлением Росфиннадзора от 29.01.2007 N 86-06/209П на заявителя наложен административный штраф в размере 40000 руб.
Признавая постановление Росфиннадзора незаконным, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели в его поведении состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Кассационная коллегия считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права, а изложенные в решении и постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" резидент представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие факт оказания услуг, а также два экземпляра справки о подтверждающих документах. Указанные документы представляются в установленном уполномоченным банком порядке и в согласованный с ним срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие оказание услуг.
Специфика актов о выполнении работ (оказании услуг) заключается в том, что они приобретают статус документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), только будучи подписанными обеими сторонами сделки.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что акты от 09.07.2006 N 10 и от 20.07.2006 N 11 получены нерезидентом 31.07.2006, подписаны им в начале сентября 2006 года и направлены контрагенту 11.09.2006 (письмо компании "Finnkarelko OY" от 01.04.2007).
Таким образом, акты, оформленные сторонами в сентябре 2006 года, должны быть представлены агенту валютного не позднее 15.10.2006. Общество представило упомянутые документы 22.09.2006, то есть в пределах установленного срока, в связи с чем событие вменяемого ему вину административного правонарушения отсутствует.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод Росфиннадзора о наличии у заявителя обязанности по представлению в уполномоченный банк счетов-фактур.
Стороны внешнеэкономической сделки самостоятельно определяют документы, которыми фиксируют факт исполнения своих обязательств и которые представляются резидентом в банк в качестве таковых. Нормами публичного права эти вопросы не регламентированы. Орган валютного контроля не вправе требовать от резидента представления каких-либо определенных документов, подтверждающих факт оказания услуг, в частности счетов-фактур, если в рамках частноправовых отношений контрагентами избран другой способ констатации исполнения взаимных обязательств.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 по делу N А26-1150/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.В.Хохлов
Судьи:
И.С.Любченко
И.О.Подвальный