почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
20
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2007 года Дело N А56-2683/2007


[Заявленное требование о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ было удовлетворено, поскольку общество выполнило требования пункта 3.14 Инструкции N 117-И, а следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, а также суды обоснованно признали существенными нарушения процедуры привлечения общества к ответственности по делу об административном правонарушении]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Троицкой Н.В., судей: Бухарцева С.Н. и Мунтян Л.Б., при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге Дорохина О.В. (доверенность от 19.07.2007 N 72-04-45/1420),  рассмотрев 31.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2007 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2007 (судьи: Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А56-2683/2007, установил:
    
    Общество с ограниченной ответственностью "Балтнефтепровод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление) от 21.12.2006 N 40-06/388-01 о назначении административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    
    Решением от 14.03.2007 суд удовлетворил заявленные требования, установив наличие существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении N 40-06/388-01.
    
    Суд апелляционной инстанции постановлением от 29.05.2007 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы административного органа.
    
    В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, а их выводы об отсутствии надлежащего уведомления законного представителя Общества и полномочий у лица, с участием которого составлен протокол об административном правонарушении от 07.12.2006 N 40-06/388-01, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. При этом Управление указывает на телеграмму N 72-05-40/2846, полученную заявителем 06.12.2006, и приказ от 06.12.2006 N 886 "о делегировании Резник Т.А. полномочий законного представителя", а также считает, что судами не учтены и не применены положения статей 28.1 и 28.5 КоАП РФ, согласно которым протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.
    
    Стороны надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако представитель Общества в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
    
    В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы.
    
    Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Управления, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
    
    Согласно материалам дела 16.11.2005 Общество заключило договор N 78-13-2005 на выполнение открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Сумской завод "Насосэнергомаш" (Украина) шеф-монтажа и пуско-наладочных работ насосных агрегатов, а 23.05.2006 оформило в Санкт-Петербургском филиале ОАО "Альфа-Банк" паспорт сделки N 06050005/1326/0002/4/0 по данному договору.
    
    Установив в ходе рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении N 40-06/388, что в соответствии с актом сдачи-приемки N 1 работы по названному договору выполнены 20.03.2006, Управление 07.12.2006 составило с участием представителя Общества - Резник Т.А. протокол об административном правонарушении N 40-06/388-01 (лист дела 11). Согласно этому протоколу заявителю вменено в вину неисполнение требований пункта 3.14 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделки" (далее - Инструкция N 117-И), поскольку "Общество оформило паспорт сделки после исполнения обязательства по внешнеэкономическому контракту".
    
    Постановлением от 21.12.2006, принятым по делу об административном правонарушении N 40-06/388-01 (листы дела 13-14), Управление признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, "выразившегося в нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделки", ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде административного штрафа в размере 45000 руб.
    
    Общество оспорило названное постановление административного органа в судебном порядке, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения и нарушение процедуры привлечение его к административной ответственности.
    
    Суд признал обоснованным вывод Управления о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, но удовлетворил заявленные требования, установив существенные нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, что в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
    
    Кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
    
    Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу частей 1 и 2 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители, а именно руководитель либо иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника, а в отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении указанных лиц о месте рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
    
    Из пункта 2 части 4 статьи 28.1 и части 1 статьи 28.2 КоАП РФ следует, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения. Согласно частям 3 и 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе, а также предоставляется возможность ознакомления с этим протоколом и право представить свои объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу об административном правонарушении.
    
    В соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
    
    Таким образом, названные нормы предписывают административному органу рассматривать дело об административном правонарушении (составлять протокол о совершении административного правонарушения, выносить решение, постановление о привлечении к административной ответственности) в присутствии законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, о чем это лицо должно быть надлежаще извещено.
    
    В пункте 10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если такие нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
    
    В данном случае в качестве доказательства извещения заявителя о составлении протокола от 07.12.2006 N 40-06/388-01 об административном правонарушении по факту оформления паспорта сделки N 06050005/1326/0002/4/0 с нарушением пункта 3.14 Инструкции N 117-И Управление представило в суд телеграмму от 06.12.2006 N 72-05-40/2846 (листы дела 63-64), согласно которой законному представителю Общества предложено прибыть 07.12.2006 в 11.30 по адресу: Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 17 "на рассмотрение материалов по делу об административном правонарушении N 40-06/388". Данное дело возбуждено на основании протокола об административном правонарушении от 22.11.06 N 40-06/388 (листы дела 7-8), составленного с участием Резник Т.А.
    
    В соответствии с указанной телеграммой приказом от 06.12.2006 N 836 (лист дела 68) генеральный директор Общества возложил на Резник Т.А. обязанность осуществлять полномочия законного представителя этой организации, но только "в части рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, дачи объяснений и представления доказательств по делу N 40-06/388". Доверенность от 05.12.2006 (лист дела 18) также уполномочивает Резник Т.А. представлять интересы Общества только по делу об административном правонарушении N 40-06/388.
    
    Однако при рассмотрении материалов по названному делу Управление в нарушение статей 25.4 и 28.2 КоАП РФ не известило Общество о составлении протокола об административном правонарушении от 07.12.2006 N 40-06/388-01, оформив его с участием Резник Т.А., полномочия которой ограничены участием в рассмотрении материалов дела об административном правонарушении N 40-06/388. Данные действия административного органа являются грубым нарушением процессуальных гарантий и прав юридического лица - Общества, привлекаемого к административной ответственности, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело по существу. Несостоятельной суд кассационной инстанции считает ссылку подателя жалобы на положения части 2 статьи 28.5 КоАП РФ в части срока составления протокола об административном правонарушении - двое суток с момента его выявления, так как на основании телеграммы Управления от 06.12.2006 N 72-05-40/2846 полномочия Резник Т.А. по делу N 40-06/388 оформлены руководителем Общества в этот же день (приказ от 06.12.2006 N 836).
    
    При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали существенными нарушения процедуры привлечения Общества к ответственности по делу об административном правонарушении N 40-06/388-01, а оспариваемое постановление Управления незаконным.
    
    Вместе с тем кассационная коллегия считает неправомерным вывод обеих судебных инстанций о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему Управлением административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 3.14 Инструкции N 117-И.
    
    Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушения установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, а также установленных единых правил оформления паспортов сделки либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделки.
    
    Единые правила оформления паспортов сделки установлены Центральным банком РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", и содержатся в разделе II Инструкции N 117-И.
    
    Согласно пункту 3.14 Инструкции N 117-И для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк документы, указанные в пункте 3.5 этой же Инструкции, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с этим банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору). Употребление в названной норме разделительного союза "либо" позволяет заключить, что резиденту предоставлен выбор в отношении предельного срока оформления паспорта сделки, а именно: не позднее осуществления первой валютной операции по контракту или до исполнения других контрактных обязательств (передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг).
    
    Из материалов дела следует, что работы по договору N 78-13-2005, заключенному 16.11.2005 с ОАО "Сумской завод "Насосэнергомаш" (Украина), выполнены 20.03.2006, а паспорт сделки по этому договору оформлен 23.05.2006, однако в этот же день платежным поручением от 23.05.2006 N 03504 (лист дела 15) осуществлена первая валютная операция по указанному договору, что податель жалобы в ходе судебного разбирательства не оспаривал.
    
    При таких обстоятельствах следует признать, что Общество выполнило требования пункта 3.14 Инструкции N 117-И, а следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ также является основанием для отмены оспариваемого постановления.
    
    Поскольку неправильное применение норм материального права не привело к принятию неправильного решения по настоящему делу, кассационная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а жалобу Управления - без удовлетворения.
    
    Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2007 по делу N А56-2683/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.



Председательствующий
Н.В.Троицкая

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Л.Б.Мунтян

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование