почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
22
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2007 года Дело N А56-233/2007


[Удовлетворяя требования о признании недействительным решения таможни, суд указал, что в нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ при вынесении оспариваемого решения таможня применила нормативный правовой акт, официально не опубликованный для всеобщего сведения, и отказала в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 ТК РФ, то есть нарушила права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Любченко И.С., Хохлова Д.В., при участии от открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" Селезнева Р.А. (доверенность от 10.07.2007 N 986), рассмотрев 24.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2007 по делу N А56-233/2007 (судья Синицына Е.В.), установил:
    
    Открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Выборгской таможни (далее - таможня) от 16.09.2006 об отказе в применении упрощенного порядка декларирования, предусмотренного статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в отношении товаров, вывезенных обществом в октябре 2006 года.
    
    Решением суда от 11.05.2007 заявление удовлетворено, оспариваемое решение таможни признано незаконным.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статей 14, 127, 131, 137, 138 ТК РФ. По мнению таможенного органа, при подаче временных деклараций общество не предъявило товар к таможенному оформлению, не представило перевозочные документы, подтверждающие сдачу товара транспортной организации, что препятствовало осуществлению таможенного контроля. Кроме того, применение упрощенного порядка декларирования в данном случае привело бы к потерям федерального бюджета.
    
    В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
    
    Представитель таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
    
    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно, что 16.09.2006 закрытое акционерное общество "Электроспецсервис" (таможенный брокер) подало в таможню от имени общества временную таможенную декларацию с целью оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (нефть сырая необработанная) в октябре 2006 года.
    
    Таможня отказала обществу в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 ТК РФ, направив в адрес таможенного брокера соответствующее уведомление от 16.09.2006. В обоснование своего решения таможенный орган сослался на то, что с 01.10.2006 действующая ставка вывозной таможенной пошлины на экспортируемый товар будет увеличена, что исключает применение в отношении данного товара упрощенного порядка декларирования, и предложил заявителю представить полную таможенную декларацию на сформированную товарную партию. При этом таможенный орган также сослался на пункт 2 статьи 137 ТК РФ.
    
    Суд признал оспариваемое решение таможни незаконным, указав на то, что 16.09.2006 (на момент подачи временной таможенной декларации) постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2006 N 564 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (далее - постановление Правительства РФ N 564) официально не было опубликовано, а следовательно, таможня необоснованно отказала обществу в применении упрощенного порядка декларирования.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что суд правильно применил нормы материального права, и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта с учетом следующего.
    
    В соответствии с положениями статей 366, 367 ТК РФ таможенные органы вправе требовать и проверять документы, необходимые для таможенного контроля, в том числе документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров.
    
    Согласно пункту 1 статьи 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом Российской Федерации установлены более короткие сроки.
    
    Как следует из статей 123-125, 127, 129, 131, 132 ТК РФ, законом предусмотрен общий порядок декларирования товаров и транспортных средств: установлены формы и сроки декларирования, соответствующие права и обязанности декларанта и таможенного органа, порядок принятия деклараций и перечень документов, необходимых для их таможенного оформления.
    
    При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования (статьи 135, 136 и 138 ТК РФ). Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункты 1 и 2 статьи 137 ТК РФ).
    
    Особый порядок декларирования товаров (периодическое временное декларирование) установлен статьей 138 ТК РФ.
    
    При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
    
    После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
    
    Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.
    
    Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1-4 статьи 138 ТК РФ).
    
    При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Российской федерации (пункт 5 статьи 138 ТК РФ).
    
    Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей в таможенный орган временной таможенной декларации. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 статьи 138 ТК РФ, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.
    
    В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 319 ТК РФ при перемещении (вывозе) товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
    
    Согласно пункту 1 статьи 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 312 и пунктом 1 статьи 327 ТК РФ (при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, при их перемещении трубопроводным транспортом, а также при незаконном перемещении товаров через таможенную границу).
    
    В абзаце 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)" указано, что при применении норм права, закрепленных в пунктах 1 и 2 статьи 137 ТК РФ и в пунктах 1, 3, 5, 6 статьи 138 ТК РФ, судам следует учитывать, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со статьей 4 ТК РФ, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования применен быть не может.
    
    Такое толкование материального закона является официальным нормативным, а следовательно, обязательным для нижестоящих судов.
    
    В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
    
    Постановлением Правительства РФ N 564 с 01.10.2006 установлены более высокие ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Этот нормативный правовой акт официально опубликован 19.09.2006 в "Российской газете" N 208 и 25.09.2006 в Собрании законодательства Российской Федерации, N 39, ст.4076.
    
    Таким образом, в нарушение части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации при вынесении оспариваемого решения таможня применила нормативный правовой акт, официально не опубликованный для всеобщего сведения, и отказала в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 ТК РФ, то есть нарушила права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
    
   В силу требований статьи 131 ТК РФ при декларировании товаров декларант обязан представить основные документы, в том числе транспортные (перевозочные) документы.
    
    Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 ТК РФ (пункт 2 статьи 132 ТК РФ).
    
    При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары (подпункт 2 пункта 2 статьи 127 ТК РФ).
    
    Истолкование правил, закрепленных в статьях 131-132 ТК РФ, в совокупности с правилами, регламентирующими порядок периодического временного декларирования российских товаров (статья 138 ТК РФ), позволяет признать не обязательным для декларанта требование представлять транспортные (перевозочные) документы при подаче временной грузовой таможенной декларации. Такое требование может и должно быть исполнено им впоследствии при подаче полной грузовой таможенной декларации. Кроме того, декларирование товаров (с учетом длительности перспективы совершения юридически значимых действий) не исключает предъявление декларируемых товаров после подачи временной таможенной декларации в целях должной реализации как мероприятий таможенного контроля (публичных интересов), так и соблюдения экономических интересов декларанта.
    
    При таких обстоятельствах оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения не имеется.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2007 по делу N А56-233/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
    

    

Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи:
И.С.Любченко
Д.В.Хохлов

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование