- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
Северо-Западное таможенное управление Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ
ПИСЬМО
от 30 августа 2001 года N 06-04-10/15352
О некоторых вопросах, связанных с помещением товаров
под таможенный режим реимпорта
В соответствии с приказом ГТК России от 13.07.2001 г. N 668 "Об итогах целевой инспекторской проверки" в таможне в период с 15 по 20.08.2001 г. была проведена проверка соблюдения таможенного законодательства при помещении товаров под названный таможенный режим. В результате данной проверки выявлено 52 случая, которые содержат признаки формального расхождения с положениями таможенного законодательства. По данному факту в таможне назначена служебная проверка.
Как уже установлено в ходе этой проверки, в качестве наиболее часто встречающейся ошибки отмечен недостаток документов, подтверждающих идентификацию товаров, как того требует пункт 2.2 "Положения о таможенном режиме реимпорта товаров", утвержденного приказом ГТК РФ от 9 декабря 1993 года N 525 (далее - Положение). В частности, этим пунктом Положения предусмотрено, что "идентичность товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, товарам, которые были вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта, факт их вывоза, момент вывоза, а также то, что товары являются российскими, должны быть установлены (подтверждены) способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности". При этом понятие "идентичности товаров" не раскрывается ни данным Положением, ни иным актом таможенного законодательства. В результате возникает неопределенность при оценке правомерности помещения того или иного товара под таможенный режим реимпорта.
По мнению таможни, логичным и закономерным выходом из создавшейся ситуации является обращение к законодательству РФ по налогам и сборам, которое в ряде случаев, определенных Налоговым кодексом РФ, применяется и к отношениям, возникающим в сфере таможенного дела (ст.2 НК РФ). В частности, хотя изложенные в статье 40 НК РФ принципы определения цены товаров не имеют прямого отношения к таможенному законодательству, использование в таможенном деле сформулированного в этой статье принципа определения идентичности товаров, применяемого для целей внутреннего налогообложения, считаю вполне соответствующим целям налогообложения и в таможенном деле.
Пунктом 6 названной статьи НК РФ установлено, что для определения цены товаров в случаях, когда требуется информация о ценах, сложившихся на рынке идентичных товаров, к идентичным могут быть отнесены товары, "имеющие одинаковые характерные для них основные признаки". Далее по тексту пункта пояснено, что понимается под основными признаками: "их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель". Можно с уверенностью утверждать, что приведение в Налоговом кодексе столь подробной формулировки имеет целью исключение случаев нанесения государству экономического ущерба путем подмены товаров заведомо более дешевыми, а также выпущенными другими производителями. Очевидно, что при этом законодателем был учтен опыт борьбы с подобными негативными явлениями, в том числе и в таможенном деле.
При анализе условий, определенных таможенным законодательством в качестве обязательных для принятия решения о помещении товаров под таможенный режим реимпорта, нельзя не отметить, что законодателем преследуется та же цель, что и в случае, рассмотренном выше. Однако в силу объективных причин при издании Таможенного кодекса отсутствовала возможность учета опыта борьбы с такими нарушениями, что, возможно, и послужило причиной, по которой понятие идентичности не было определено законодательно.
При этом следует обратить внимание, что не во всех случаях понятие идентичности, определенное Налоговым кодексом, применимо к таможенному режиму реимпорта в полной мере. Так, подпунктом а) пункта 2.1 Положения установлено, что для помещения товаров под таможенный режим реимпорта товары "должны быть товарами, которые вывозились с территории бывшего Союза ССР за его пределы (до 31 декабря 1991 года) или с территории Российской Федерации за ее пределы (с 1 января 1992 года) в соответствии с таможенным режимам экспорта". Из этого можно заключить, что здесь имеется в виду понятие не идентичности, а тождественности товаров (т.е. это должны быть "те же самые товары"). В ряде случаев, когда товары имеют индивидуально определенные признаки, это действительно имеет существенное значение. Например, два автомобиля "Жигули" могут быть признаны идентичными друг другу. Однако для помещения такого автомобиля под таможенный режим реимпорта требуется подтверждение факта вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта конкретного автомобиля, а не идентичного ему.
В то же время, при одновременном помещении под таможенный режим экспорта по нескольким ГТД нескольких партий, например, мебели одного и того же наименования, произведенной одним и тем же предприятием и имеющей одинаковые основные характеристики (в соответствии с определением НК РФ), последующее помещение какой-то части этой партии под режим реимпорта вовсе не требует подтверждения тождественности ввозимой мебели вывезенной по той или иной ГТД: достаточно того, что мебель идентична вывезенной. Это, однако, неприменимо к случаям, когда невозможно установить такую существенную характеристику товара, как страна происхождения. Так, например, при всем сходстве основных характеристик такого товара, как "черника мороженая", невозможность достоверного определения страны происхождения товара делает невозможной и его идентификацию, поскольку страна происхождения также относится к основным характеристикам товара. Помещение такого товара под таможенный режим реимпорта следует признать не соответствующим действующему законодательству.
В связи с изложенным при проведении проверки по выявленным фактам с целью выявления в обнаруженных 52 случаях признаков нарушения таможенного законодательства и степени ответственности должностных лиц таможни таможня сочла целесообразным принять во внимание, в том числе, и названные положения законодательства РФ о налогах и сборах. Прошу вас дать оценку позиции таможни по данному вопросу.
Начальник Санкт-Петербургской таможни
генерал-майор таможенной службы
В.Г.Еременко
Текст документа сверен по:
рассылка