- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
О порядке исчисления налога на пользователей
автомобильных дорог у арендодателя
Вопрос:
Каков порядок исчисления налога на пользователей автомобильных дорог для организаций-арендодателей?
Ответ:
Изменениями N 6 от 27.03.97 к Инструкции N 30 от 15.05.95 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", в частности, п.21.3, установлено, что организации, уставной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества, в том числе по договору лизинга, уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог (НПА) от арендной платы, полученной от реализации этих услуг.
В связи с этим у налогоплательщиков возникают вопросы следующего содержания:
- уплачивают ли налог на пользователей автомобильных дорог от арендной платы только те организации, основной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества, либо налог уплачивают все организации, сдающие имущество в аренду, вне зависимости от их вида деятельности (производственные, торговые и т.д.) и получающие арендную плату помимо выручки;
- есть ли разница в порядке уплаты данного налога организациями, в учредительных документах которых указан такой вид деятельности, как сдача имущества в аренду, и организациями, учредительные документы которых это указание не содержат.
Нам видятся здесь две проблемы. Первая -связана с тем, что положение п.21.3 Инструкции об уставной деятельности по предоставлению имущества в аренду не соотносится с нормой о правоспособности юридических лиц.
Часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года в ст.49 предусмотрела для юридических лиц общую правоспособность, т.е. возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Таким образом, указание в Уставе юридического лица всех видов деятельности, которыми юридическое лицо вправе заниматься, не является обязательным, и, соответственно, большинство юридических лиц их не указывает.
В связи с этим, на наш взгляд, появление в Инструкции дополнительного признака, в зависимость от которого ставится появление объекта обложения НПА, а именно, наличие либо отсутствие в перечне видов деятельности в учредительных документах юридических лиц, имеющих общую правоспособность, деятельности по сдаче имущества в аренду, достаточно абсурдно и не может влиять на порядок исчисления этого налога.
Вторая проблема заключается в том, что на законодательном уровне отсутствует определение, какое предоставление имущества в аренду следует для целей налогообложения НПА признавать оказанием услуг, и, соответственно, какую арендную плату признавать налогооблагаемой выручкой.
Инструкция приравнивает предоставление имущества в аренду к оказанию услуг, тем самым расширительно толкуя понятие объекта обложения НПА, содержащегося в Законе.
На наш взгляд, следует исходить из того, является ли предоставление имущества в аренду предпринимательской деятельностью юридического лица. И здесь невозможно не обратиться к нормативным актам, поясняющим, в каких случаях предоставление имущества в аренду является предпринимательской деятельностью.
Например, ст.626 ГК РФ говорит, что организация проката занимается сдачей имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, существует также понятие лизинговой деятельности, закрепленное во Временном положении о лизинге (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.95 N 633), где прямо говорится, что лизинг -это вид предпринимательской деятельности.
В связи с этим, по нашему мнению, для целей применения положений п.21.3 Инструкции под услугами по предоставлению имущества в аренду следует понимать именно предпринимательскую деятельность по предоставлению имущества в аренду. В этом случае арендная плата облагается налогом на пользователей автомобильных дорог, как и предусматривает п.21.3 Инструкции.
Однако, приведенный пример достаточно однозначен, да и прокат и лизинг встречаются нечасто. На практике же налогоплательщику придется обосновывать, с какой целью было произведено или приобретено имущество, переданное впоследствии в аренду. Если из фактических обстоятельств дела будет следовать, что имущество приобретено для его предоставления в аренду с целью получения дохода в виде арендной платы, а не для использования самой организацией в процессе производства продукции (работ, услуг), представляется, что такие действия организации следует расценивать как предпринимательскую деятельность.
Таким образом, организациям вне зависимости от указания в учредительных документах права предоставлять имущества в аренду, которые не осуществляют сдачу имущества в аренду в качестве предпринимательской деятельности, следует руководствоваться понятием объекта налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог, содержащемуся в ст.5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и в п.16 Инструкции ГНС России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", в соответствии с которым объектом обложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
В любом случае новелла, появившаяся в Инструкции (п.21.3), учитывая ее неоднозначность, приведет к возникновению споров с налоговыми органами, практика разрешения которых в арбитражных судах еще ждет своего часа.
Юрисконсульты В.В.Елисеева
А.В.Аверкиев
28.10.97 N А320
"Союз аудиторских фирм",
ТОО "АСП-Аудит",
Санкт-Петербург