- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
О юридическом адресе предприятия
Вопрос:
На каком основании при постановке на налоговый учет работники Петроградской ГНИ требуют от вновь созданного ООО документ о юридическом адресе?
Мое общество, занимаясь торговлей мороженым, ничего не арендует и не собирается этого делать в связи со спецификой своей деятельности.
Где можно найти определение "юридического адреса" (приведите и поясните его) ?
Ответ:
Несмотря на определенность и конкретность вопроса, ответ на него невозможен в столь же кратком изложении, ибо при этом нельзя не коснуться общих начал действующего законодательства в области порядка регистрации юридических лиц (в данной статье речь пойдет о коммерческих организациях, на примере г.Санкт-Петербурга, для ООО).
Законодательной базой в регистрации юридических лиц являются:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (в дальнейшем - источник N 1);
- Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст.ст.34, 35 -источник N 2);
- Указ Президента Российской Федерации N 1482 от 08.07.94 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", в частности, утвержденное им Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (источник N 3);
- Распоряжение мэра Санкт-Петербурга "О порядке регистрации юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (с изменениями на 05.07.95 -источник N 4);
- Положение о Регистрационной палате, утвержденное Приказом Губернатора г.Санкт-Петербурга от 23.12.96 (источник N 5).
Действительно, в силу п.2.1 Положения (см. источник N 4) для регистрации юридического лица его учредители наряду с другими документами должны представить "...документ о будущем месте нахождения органов управления юридического лица либо свидетельство (другой документ) о собственности на квартиру и согласие совершеннолетних членов семьи нанимателя в случае предоставления квартиры для размещения органов управления юридического лица...".
Возникает вопрос, насколько правомерно с точки зрения действующего законодательства данное требование о представлении вышеуказанных документов-справок?
Обратимся к текущему законодательству.
Согласно ГК РФ ст.51, все юридические лица подлежат процедуре государственной регистрации, причем в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц, последний же до сих пор еще не принят. По этим причинам мы должны руководствоваться ст.8 Вводного закона "О введении в действие части первой ГК РФ", которая в свою очередь декларирует следующее правило: "...Впредь до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц... применяется действующий порядок регистрации юридических лиц...".
В упоминавшейся уже ст.51 ГК РФ также говорится о том, что регистрация юридических лиц должна проводиться органами юстиции, но и здесь мы вынуждены констатировать, что такие подразделения органов юстиции еще не сформированы.
Поэтому, говоря о порядке регистрации, действующем на сегодняшний день, мы должны исходить из положений ст.34, 35 (источник N 2), в соответствии с которыми органам, осуществляющим государственную регистрацию, применительно к г.Санкт-Петербургу (как городу федерального значения), принадлежит право формирования соответствующих органов регистрации и таковым является Регистрационная палата г.Санкт-Петербурга, положение о которой содержится в уже упомянутом Приказе Губернатора (см.источник N 5). Данное положение в части прав г.Санкт-Петербурга в вопросах регистрации юридических лиц также проистекает из ст.ст.57, 68 Закона Российской Федерации от 06.07.91 "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Итак, надлежащим органом регистрации коммерческих организаций в г.Санкт-Петербурге является Регистрационная палата. Пунктом 2 Положения ( а также ст.34 Закона, источник N 2) установлено, что регистрация начинается с момента фактической подачи регистрационных документов в регистрирующий орган либо с момента их почтового отправления.
В силу п.1 Положения ( п.2 ст.34 -источник N 2) для государственной регистрации необходимо представить следующие документы:
- заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия;
- решение о создании предприятия или договор учредителей;
- утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;
- документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании или договоре учредителей;
- свидетельство об уплате государственной пошлины.
Как мы видим наглядно из приведенного перечня, в нем отсутствует какое-либо упоминание о предоставлении справки (свидетельства) "... о будущем месте нахождении органов управления юридического лица...". Более того, в соответствии с п.4 указанного выше Положения: "... При государственной регистрации предприятия не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его место нахождения, указанных в учредительных документах (уставе) предприятия... Предъявление регистрирующими и другими органами (включая органы ГНИ. Примечание автора.) иных требований к заявителям и учредительным документам, представляемым для регистрации, кроме предусмотренных настоящим Положением, не допускается...".
Целесообразно напомнить, что в силу ст.3 п.3 ГК РФ к гражданскому законодательству относятся и Указы Президента РФ.
Таким образом, требование, закрепленное в п.п.2.1., Положения (см.источник N 4) о предоставлении документа о месте нахождения органов юридического лица - юридически ничтожно.
Тем не менее необходимо помнить, о требовании ст.51 п.1 абз.2, что помимо соблюдения порядка образования юридического лица (процесса регистрации и подачи комплекта необходимых документов. Примечание автора.), о чем мы уже говорили, следует выполнять правило о соответствии требованиям закона учредительных документов соответствующего юридического лица.
Применительно к нашему случаю, в части указания места нахождения юридического лица мы должны руководствоваться нормой ст.52 п.2 ГК РФ, где наряду с обязательными сведениями, которые должны указываться в учредительных документах, значится и место нахождения юридического лица. Действующее законодательство понимает под местом нахождения юридического лица место его государственной регистрации (см.ст.54 п.2 ГК РФ). В наших условиях (г.Санкт-Петербург), Г.К. соответствующий регистрирующий орган, имеющий общегородской статус, местом нахождения юридического лица будет являться г.Санкт-Петербург.
Поэтому представляется, что не только Регистрационная палата г.Санкт-Петербурга, но и тем более органы ГНИ не имеют права отказывать в регистрации юридического лица, и отказывать в постановке на налоговый учет соответственно, по факту непредоставления точного адреса органов управления юридического лица, а также какого-либо документального подтверждения существования адреса.
Что касается непосредственно органов ГНИ и предъявления ими требования о предоставлении документа о "юридическом адресе" при постановке на налоговый учет, а также о понятии "юридический адрес", то хотелось бы отметить следующее.
На основании ст.49 п.3 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (см. также ст.51 п.2 ГК РФ), что естественно включает процедуру регистрации юридического лица и соответствие его учредительных документов действующему законодательству, и то, что данные государственной регистрации, включаются в единый государственный реестр (ст.51 п.1 ГК РФ). Все это так, но тем не менее, как справедливо отмечалось в юридической литературе, невнесение или просрочка внесения юридического лица в единый государственный реестр не влияет на определение момента, с которого возникает его правоспособность (см. Комментарий к ГК РФ части первой, под редакцией профессора О.Н.Садикова, стр.82).
Ст.35 (см.источник N 2), а также пп.10-16 Положения (см.источник N 3) регулируют порядок признания регистрации юридического лица недействительным. Такое основание возникает при установлении регистрирующим органом несоответствия учредительных документов требованиям закона, а также в случае нарушения порядка создания юридических лиц. Положением установлен сокращенный срок исковой давности обращения в суд с исками о признании недействительной регистрации предприятий и (или) его учредительных документов (полностью или частично) -6 месяцев с даты регистрации предприятия.
Налоговые органы не являются регистрирующими органами и производящими их государственную регистрацию, а выполняют лишь функции держателя государственного реестра, они же ведут учет налогоплательщиков.
Формирование государственного реестра предполагает учет и места нахождения предприятия, определенного по его учредительным документам, прошедшим государственную регистрацию (а именно из этого предположения исходит автор) в регистрирующем органе, и, следовательно, уже проверенного на предмет достоверности указанных в них сведений. В аналогичном порядке происходит и постановка на налоговый учет налогоплательщика.
Поэтому органы ГНИ не вправе не ставить на учет в качестве налогоплательщика или не вносить в государственный реестр юридическое лицо даже при наличии сведений о несоответствии места нахождения его органов указанному в учредительных документах адресу. Уместно также отметить, что в силу ст.52 п.3 ГК РФ, которая констатирует, что изменения учредительных документов, в том числе адреса его места нахождения, приобретает силу для третьих лиц лишь с момента их государственной регистрации.
Таким образом, любые изменения в статусе юридического лица в государственном реестре или в его учетных данных в налоговых органах могут быть произведены лишь после соответствующих изменений в учредительных документах юридического лица и государственной регистрации последних соответствующим регистрационным органом (см.также "Особенности регистрации юридических лиц в территориальных и налоговых органах". И.Краснопевцев, начальник юридического отдела ГНИ по Псковской области; "Экономика и жизнь", N 26, стр.19).
В завершение хотелось бы привести в качестве примера из судебной практики решение арбитражного суда по иску ГНИ по Центральному району города к ЗАО "Шмид и Олефсон" о признании недействительной государственной регистрации ввиду указания в учредительных документах места нахождения руководящего органа - "г.Санкт-Петербург, Центральный район..." Арбитражный суд, рассматривавший данное дело, в иске ГНИ отказал, тем самым подтвердив возможность указывать в качестве места нахождения юридического лица только город (см. П.Нетупский, Базы данных информационно-правовой программы ).
И наконец, о понятии "юридический адрес".
В настоящий момент в действующем законодательстве такого понятия нет. Его сущность и определение планируется раскрыть в подготавливаемом в настоящий момент проекте Федерального закона "О порядке регистрации юридических лиц". А пока есть четкое определение места нахождения юридического лица (см.ст.54 п.2 ГК РФ) - ему и нужно следовать.
На основании изложенного, а также принимая во внимание действующее в настоящий момент законодательство, можно сделать однозначный вывод о том, что требования работников ГНИ Петроградского района г.Санкт-Петербурга о необходимости представления документа о юридическом адресе вновь созданного и зарегистрированного ООО - юридически несостоятельно.
Адвокат СПбГКА,
консультант аудиторской фирмы ICPA Corp (Петербург)
- члена Союза аудиторских фирм Юрий Баринов
"Союз аудиторских фирм",
Совместная российско-американское предприятие
"Международное консультирование, производство, учет",
Санкт-Петербург
03.01.98 N А337