почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
22
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

             

О юридическом адресе предприятия


         

 Вопрос:


    На каком основании при постановке на налоговый учет работники Петроградской ГНИ требуют от вновь созданного ООО документ о юридическом адресе?
    
    Мое общество, занимаясь торговлей мороженым, ничего не арендует и не собирается этого делать в связи со спецификой своей деятельности.
    
    Где можно найти определение "юридического адреса" (приведите и поясните его) ?


    

 Ответ:


    Несмотря на определенность и конкретность вопроса, ответ на него невозможен в столь же кратком изложении, ибо при этом нельзя не коснуться общих начал действующего законодательства в области порядка регистрации юридических лиц  (в данной статье речь пойдет о коммерческих организациях, на примере г.Санкт-Петербурга, для ООО).


   Законодательной базой в регистрации юридических лиц являются:
   
    - Гражданский кодекс Российской Федерации (в дальнейшем - источник N 1);

 

   - Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст.ст.34, 35 -источник N 2);


   - Указ Президента Российской Федерации N 1482 от 08.07.94 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", в частности, утвержденное им Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (источник N 3);


   - Распоряжение мэра Санкт-Петербурга "О порядке регистрации юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (с изменениями на 05.07.95 -источник N 4);
    
   - Положение о Регистрационной палате, утвержденное Приказом Губернатора г.Санкт-Петербурга от 23.12.96 (источник N 5).


   Действительно, в силу п.2.1 Положения (см. источник N 4) для регистрации юридического лица его учредители наряду с другими документами должны представить "...документ о будущем месте нахождения органов управления юридического лица либо свидетельство (другой документ) о собственности на квартиру и согласие совершеннолетних членов семьи нанимателя в случае предоставления квартиры для размещения органов управления юридического лица...".


    Возникает вопрос, насколько правомерно с точки зрения действующего законодательства данное требование о представлении вышеуказанных документов-справок?
    
    Обратимся к текущему законодательству.
    
    Согласно ГК РФ ст.51, все юридические лица подлежат процедуре государственной регистрации, причем в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц, последний же до сих пор еще не принят. По этим причинам мы должны руководствоваться ст.8 Вводного закона "О введении в действие части первой ГК РФ", которая в свою очередь декларирует следующее правило: "...Впредь до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц... применяется действующий порядок регистрации юридических лиц...".


    В упоминавшейся уже ст.51 ГК РФ также говорится о том, что регистрация юридических лиц должна проводиться органами юстиции, но и здесь мы вынуждены констатировать, что такие подразделения органов юстиции еще не сформированы.
    
    Поэтому, говоря о порядке регистрации, действующем на сегодняшний день, мы должны исходить из положений ст.34, 35 (источник N 2), в соответствии с которыми органам, осуществляющим государственную регистрацию, применительно к г.Санкт-Петербургу (как городу федерального значения), принадлежит право формирования соответствующих органов регистрации и таковым является Регистрационная палата г.Санкт-Петербурга, положение о которой содержится в уже упомянутом Приказе Губернатора (см.источник N 5). Данное положение в части прав г.Санкт-Петербурга в вопросах регистрации юридических лиц также проистекает из ст.ст.57, 68 Закона Российской Федерации от 06.07.91 "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
    
    Итак, надлежащим органом регистрации коммерческих организаций в г.Санкт-Петербурге является Регистрационная палата. Пунктом 2 Положения ( а также ст.34 Закона, источник N 2) установлено, что регистрация начинается с момента фактической подачи регистрационных документов в регистрирующий орган либо с момента их почтового отправления.
    
    В силу п.1 Положения ( п.2 ст.34 -источник N 2) для государственной регистрации необходимо представить следующие документы:
    - заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия;
    - решение о создании предприятия или договор учредителей;

    - утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;
    - документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании или договоре учредителей;

    - свидетельство об уплате государственной пошлины.

     Как мы видим наглядно из приведенного перечня, в нем отсутствует какое-либо упоминание о предоставлении справки (свидетельства) "... о будущем месте нахождении органов управления юридического лица...". Более того, в соответствии с п.4 указанного выше Положения: "... При государственной регистрации предприятия не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его место нахождения, указанных в учредительных документах (уставе) предприятия... Предъявление регистрирующими и другими органами (включая органы ГНИ. Примечание автора.) иных требований к заявителям и учредительным документам, представляемым для регистрации, кроме предусмотренных настоящим Положением, не допускается...".
    
    Целесообразно напомнить, что в силу ст.3 п.3 ГК РФ к гражданскому законодательству относятся и Указы Президента РФ.
    
    Таким образом, требование, закрепленное в п.п.2.1., Положения (см.источник N 4) о предоставлении документа о месте нахождения органов юридического лица - юридически ничтожно.
    
    Тем не менее необходимо помнить, о требовании ст.51 п.1 абз.2, что помимо соблюдения порядка образования юридического лица (процесса регистрации и подачи комплекта необходимых документов. Примечание автора.), о чем мы уже говорили, следует выполнять правило о соответствии требованиям закона учредительных документов соответствующего юридического лица.
    
    Применительно к нашему случаю, в части указания места нахождения юридического лица мы должны руководствоваться нормой ст.52 п.2 ГК РФ, где наряду с обязательными сведениями, которые должны указываться в учредительных документах, значится и место нахождения юридического лица. Действующее законодательство понимает под местом нахождения юридического лица место его государственной регистрации (см.ст.54 п.2 ГК РФ). В наших условиях (г.Санкт-Петербург), Г.К. соответствующий регистрирующий орган, имеющий общегородской статус, местом нахождения юридического лица будет являться г.Санкт-Петербург.
    
    Поэтому представляется, что не только Регистрационная палата г.Санкт-Петербурга, но и тем более органы ГНИ не имеют права отказывать в регистрации юридического лица, и отказывать в постановке на налоговый учет соответственно, по факту непредоставления точного адреса органов управления юридического лица, а также какого-либо документального подтверждения существования адреса.

    Что касается непосредственно органов ГНИ и предъявления ими требования о предоставлении документа о "юридическом адресе" при постановке на налоговый учет, а также о понятии "юридический адрес", то хотелось бы отметить следующее.
    
    На основании ст.49 п.3 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (см. также ст.51 п.2 ГК РФ), что естественно включает процедуру регистрации юридического лица и соответствие его учредительных документов действующему законодательству, и то, что данные государственной регистрации, включаются в единый государственный реестр (ст.51 п.1 ГК РФ). Все это так, но тем не менее, как справедливо отмечалось в юридической литературе, невнесение или просрочка внесения юридического лица в единый государственный реестр не влияет на определение момента, с которого возникает его правоспособность (см. Комментарий к ГК РФ части первой, под редакцией профессора О.Н.Садикова, стр.82).


    Ст.35 (см.источник N 2), а также пп.10-16 Положения (см.источник N 3) регулируют порядок признания регистрации юридического лица недействительным. Такое основание возникает при установлении регистрирующим органом несоответствия учредительных документов требованиям закона, а также в случае нарушения порядка создания юридических лиц. Положением установлен сокращенный срок исковой давности обращения в суд с исками о признании недействительной регистрации предприятий и (или) его учредительных документов (полностью или частично) -6 месяцев с даты регистрации предприятия.
    
    Налоговые органы не являются регистрирующими органами и производящими их государственную регистрацию, а выполняют лишь функции держателя государственного реестра, они же ведут учет налогоплательщиков.
    
    Формирование государственного реестра предполагает учет и места нахождения предприятия, определенного по его учредительным документам, прошедшим государственную регистрацию (а именно из этого предположения исходит автор) в регистрирующем органе, и, следовательно, уже проверенного на предмет достоверности указанных в них сведений. В аналогичном порядке происходит и постановка на налоговый учет налогоплательщика.
    
    Поэтому органы ГНИ не вправе не ставить на учет в качестве налогоплательщика или не вносить в государственный реестр юридическое лицо даже при наличии сведений о несоответствии места нахождения его органов указанному в учредительных документах адресу. Уместно также отметить, что в силу ст.52 п.3 ГК РФ, которая констатирует, что изменения учредительных документов, в том числе адреса его места нахождения, приобретает силу для третьих лиц лишь с момента их государственной регистрации.
    
    Таким образом, любые изменения в статусе юридического лица в государственном реестре или в его учетных данных в налоговых органах могут быть произведены лишь после соответствующих изменений в учредительных документах юридического лица и государственной регистрации последних соответствующим регистрационным органом (см.также "Особенности регистрации юридических лиц в территориальных и налоговых органах". И.Краснопевцев, начальник юридического отдела ГНИ по Псковской области; "Экономика и жизнь", N 26, стр.19).


    В завершение хотелось бы привести в качестве примера из судебной практики решение арбитражного суда по иску ГНИ по Центральному району города к ЗАО "Шмид и Олефсон" о признании недействительной государственной регистрации ввиду указания в учредительных документах места нахождения руководящего органа - "г.Санкт-Петербург, Центральный район..." Арбитражный суд, рассматривавший данное дело, в иске ГНИ отказал, тем самым подтвердив возможность указывать в качестве места нахождения юридического лица только город (см. П.Нетупский, Базы данных информационно-правовой программы ).


    И наконец, о понятии "юридический адрес".
    
    В настоящий момент в действующем законодательстве такого понятия нет. Его сущность и определение планируется раскрыть в подготавливаемом в настоящий момент проекте Федерального закона "О порядке регистрации юридических лиц". А пока есть четкое определение места нахождения юридического лица (см.ст.54 п.2 ГК РФ) - ему и нужно следовать.


    На основании изложенного, а также принимая во внимание действующее в настоящий момент законодательство, можно сделать однозначный вывод о том, что требования работников ГНИ Петроградского района г.Санкт-Петербурга о необходимости представления документа о юридическом адресе вновь созданного и зарегистрированного ООО - юридически несостоятельно.


    

Адвокат СПбГКА,
консультант аудиторской фирмы ICPA Corp (Петербург)
- члена Союза аудиторских фирм         Юрий Баринов

                                             "Союз аудиторских фирм",
                      Совместная российско-американское предприятие
               "Международное консультирование, производство, учет",
                                    Санкт-Петербург
                                

03.01.98 N А337






  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование