- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Об обложении НДС услуг предприятия
по экспедиционному обслуживанию продовольственных товаров,
ввозимых в Россию в качестве дара из Европейского Союза и США
Вопрос:
Облагаются ли НДС услуги предприятия по экспедиционному обслуживанию продовольственных товаров (далее - товары), ввозимых в Россию в первом полугодии 1999 года в качестве дара из Европейского Союза и США, при их импортировании и первоначальном распределении?
Ответ:
АНАЛИЗ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Применение НДС в России регулируется Законом РФ № 1992-1 от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. от 02.01.2000) (далее - Закон РФ № 1992-1). Кроме этого, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Законом РФ № 1992-1, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Международными договорами о поставках товаров в отношении налогов предусмотрено следующее:
"Меморандумом о взаимопонимании об осуществлении безвозмездной поставки продовольственных продуктов" между Европейским сообществом и Российской Федерацией от 20 января 1999 года (далее - Меморандум) предусмотрено, что:
"Продукты, поставленные Европейским Сообществом безвозмездно, будут при их ввозе в Россию, освобождены от таможенных пошлин и других налогов, сборов, ..... уплачиваемых при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации."
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственных товаров от 23 декабря 1998 г. (далее - Соглашение 1) предусмотрено, что:
"Никакие таможенные пошлины не должны применяться Российской Федерацией к ввозимым товарам, безвозмездно предоставляемым по настоящему Соглашению. Российская Федерация не должна начислять никаких иных налогов во время импортирования или первоначального распределения или продажи этих товаров."
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о продаже сельскохозяйственных товаров от 23 декабря 1998 г. (далее - Соглашение 2) предусмотрено, что:
"Никакие таможенные пошлины не должны применяться страной - импортером к ввозимым товарам, финансируемым в рамках настоящего Соглашения. Страна - импортер не должна начислять никаких иных налогов во время импортирования или первоначального распределения или продажи этих товаров."
Как видно из приведенных выдержек, ни один из международных договоров Российской Федерации не содержит в явном виде условия о том, что не должны начисляться налоги на стоимость услуг по экспедированию товаров, ввозимых в Россию в соответствии с Меморандумом и Соглашениями 1 и 2. В этих условиях применяются правила Законов Российской Федерации, т.е. в данном случае - Закона РФ № 1992-1.
ОБЛОЖЕНИЕ НДС УСЛУГ ПО ЭКСПЕДИРОВАНИЮ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ БЕЗВОЗМЕЗДНО.
На момент вступления в силу Соглашений 1 и 2 (05.02.99) Закон РФ № 1992-1 не предусматривал льготы по НДС для услуг по экспедированию товаров, ввозимых в Россию в качестве гуманитарной помощи, однако Законом РФ от 04.05.99 N 95-ФЗ в него были внесены изменения, согласно которым п.п. я_4 п. 1 ст. 5 закона РФ № 1992-1 (в редакции Закона РФ № 95-ФЗ) от НДС освобождаются услуги, оказанные на территории Российской Федерации для осуществления безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.
В Законе РФ № 95-ФЗ дается определение понятия "безвозмездная помощь (содействие) Российской Федерации", под которое подпадает и предоставление Российской Федерации товаров в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами. Таким образом, можно сделать вывод, что п.п. я_4 п. 1 ст. 5 закона РФ № 1992-1 может быть применен к услугам по экспедированию товаров, ввозимых безвозмездно в соответствии с Меморандумом и Соглашением 1.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 95-ФЗ действие этого закона распространяется также на правоотношения, возникшие в связи с осуществлением проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона. В случаях, когда в процессе осуществления безвозмездной помощи (содействия) применялся иной налоговый режим, что предусмотрено Законом РФ № 95-ФЗ, перерасчет сумм излишне уплаченных налогов не производится.
В соответствии со ст. 1 Закона № 95-ФЗ налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные ст. 2 Закона РФ № 95-ФЗ (в том числе льгота, предоставляемая в соответствии с п.п. я_4 п. 1 ст. 5 закона РФ № 1992-1 ) предоставляются только при наличии удостоверения. Удостоверение является документом, подтверждающим принадлежность товаров к гуманитарной помощи, составляется по форме и выдается в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
ВЫВОД
Таким образом, налоговая льгота, предусмотренная п.п. я_4 п. 1 ст. 5 закона РФ № 1992-1 в виде освобождения от НДС услуг по экспедированию товаров, ввозимых в Россию в соответствии с Меморандумом и Соглашением 1, может быть предоставлена в отношении услуг, оказанных как после, так и до вступления в силу Закона РФ № 95-ФЗ при наличии указанных удостоверений.
Панютина Н.В.,
ведущий аудитор
Вихарев С.А.,
менеджер отдела консалтинга
"ПРОМ-ИНВЕСТ-АУДИТ",
г.Санкт-Петербург
01.02.2000 N А538