- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2007 года Дело N А78-589/2007-С2-28/40-Ф02-5225/2007
[Кассационная инстанция отменила судебные акты об отказе в удовлетворении заявления об отмене акта ответчика о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и передала дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судебные инстанции не дали правовую оценку доводу заявителя о том, что справка о подтверждающих документах не отнесена банковским законодательством к единым формам учёта и отчётности по валютным операциям, непредставление которой влечёт применение мер административной ответственности]
(Извлечение)
Открытое акционерное общество "Читинская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ЧЭСК") обратилось в суд с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области (далее - ТУ ФСФБН в Читинской области) о назначении административного наказания N ТУ ФС-06/00295 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00296 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00297 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00298 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00299 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00300 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00304 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00305 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00306 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00307 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00308 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00309 от 26.01.2007.
Определением суда от 07 февраля 2007 года дела объединены в одно производство с присвоением делу N А78-589/2007-С2-28/40.
Решением суда от 18 мая 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2007 года решение суда оставлено без изменения.
Обжалуя судебные акты, ОАО "ЧЭСК" оспаривает вывод суда о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, указывая на своевременное представление отчётности по валютным операциям, считает незаконным применение мер административной ответственности, предусмотренных данной статьёй, поскольку правоотношения между ОАО "ЧЭСК" и инопартнёром не являются валютной операцией, указывает на отсутствие вины общества в совершении правонарушений, на повторность привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
В связи с изложенными обстоятельствами ОАО "ЧЭСК" просит об отмене обжалуемых судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ ФСФБН в Читинской области отклоняет изложенные в ней доводы, считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 89704 от 23.07.2007, N 89705 от 31.07.2007).
ТУ ФСФБН в Читинской области своих представителей на судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьёй 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 13.08.2006 до 10 ч.
Как видно из материалов дела, постановлениями ТУ ФСФБН в Читинской области о назначении административного наказания N ТУ ФС-06/00295 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00296 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00297 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00298 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00299 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00300 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00304 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00305 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00306 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00307 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00307 от 26.01.2007, N ТУ ФС-06/00309 от 26.01.2007 ОАО "ЧЭСК" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере четырёхсот минимальных размеров оплаты труда в сумме 40000 рублей в общей сумме 480000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившихся в несвоевременном представлении в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих перемещение электроэнергии с таможенной территории Российской Федерации.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ЧЭСК" требований о признании незаконными и отмене вышеуказанных постановлений, суд исходил из того, что ТУ ФСФБН в Читинской области доказаны составы правонарушений, предусмотренные частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, вследствие чего общество правомерно привлечено к административной ответственности.
Проверив законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктами 2.1, 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Как видно из материалов настоящего дела, ОАО "ЧЭСК" привлечено к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение 15-дневного срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих перемещение электроэнергии с таможенной территории Российской Федерации, исчисляемого с момента вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации понимается подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.
Буквальное текстуальное толкование понятия "вывоз товаров" применительно к вывозу товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, с учётом особенностей их перемещения через таможенную границу и декларирования, установленных статьёй 314 Таможенного кодекса Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что действительное содержание данного понятия применительно к вывозу указанных товаров должно пониматься как подача таможенной декларации. Иные установленные законодателем альтернативные варианты определения понятия "вывоз товаров" не могут быть применены в настоящем деле, поскольку связаны с регламентацией иных правовых действий, являющихся разновидностью данного понятия.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о нарушении ОАО "ЧЭСК" 15-дневного срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих перемещение электроэнергии с таможенной территории Российской Федерации, исчисляемого с момента вывоза товаров, понимаемого в ином определении - то есть с момента составления актов учёта электроэнергии, перемещаемой по межгосударственным линиям электропередачи, по сравнению с тем, которое должно быть применено в контексте статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации применительно к спорному товару, то есть с момента подачи таможенной декларации, судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить законность оснований привлечения ОАО "ЧЭСК" к административной ответственности исходя из того, что срок представления в банк документов, связанных с проведением валютных операций, должен исчисляться с момента вывоза товаров, связанного с подачей таможенной декларации. При исчислении указанного срока необходимо учитывать установленный пунктом 3 статьи 314 Таможенного кодекса Российской Федерации срок подачи таможенной декларации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров.
Кроме того, суду необходимо дать правовую оценку доводу заявителя о том, что справка о подтверждающих документах не отнесена банковским законодательством к единым формам учёта и отчётности по валютным операциям, непредставление которой влечёт применение мер административной ответственности.
Исследование указанных обстоятельств позволит суду сделать вывод о наличии или отсутствии правовых оснований для привлечения ОАО "ЧЭСК" к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводам заявителя об отсутствии совершения им валютных операций, об отсутствии вины в совершении правонарушений, а также о привлечении его к административной ответственности за одно и то же правонарушение более одного раза, судом первой и апелляционной инстанций дана соответствующая закону правовая оценка, в связи с чем эти доводы переоценке судом кассационной инстанции не подлежат в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключающей такие полномочия суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 18 мая 2007 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-589/2007-С2-28/40 и постановление от 25 июня 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-589/2007-С2-28/40-04АП-2651/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Читинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...