- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2008 года Дело N Ф09-11509/07-С1
[Несмотря на наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, суд удовлетворил заявленные обществом требования, поскольку управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не предоставило возможность обществу реализовать свое право на участие в составлении протокола об административном правонарушении]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2007 по делу N А60-30590/07.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Первухин А.С. (доверенность от 07.03.2007 N 62-07-30/15).
Представители открытого акционерного общества "Березовская ковровая фабрика", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Березовская ковровая фабрика" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 25.10.2007 N 65-07/586 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 23.11.2007 (судья ...) заявленные обществом требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на отсутствие процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения обществом требований валютного законодательства управлением выявлен факт совершения незаконной валютной операции: расчет с нерезидентом - гражданином Республики Казахстан Борлис М.П. - за проданный ему товар (ковры тканые) произведен не через банковский счет в уполномоченном банке, а путем получения через кассу общества наличной валюты Российской Федерации в сумме 215616 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N 286, кассовым чеком от 27.06.2007 N 29959017.
По результатам проверки управлением составлены акт проверки от 19.10.2007 N 62-09-06-117, протокол об административном правонарушении от 24.10.2007 N 65-07/586, на основании которого вынесено постановление от 25.10.2007 N 65-07/586 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.25 Кодекса, в виде наложения штрафа в сумме 161712 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал на то, что при производстве по делу об административном правонарушении управлением были допущены существенные нарушения процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предоставленных ему ст.ст.25.1, 28.2 Кодекса, а именно: нарушение процессуальных прав и гарантий общества при составлении протокола об административном правонарушении, а также при вынесении постановления об административном правонарушении, влекущие отмену оспариваемого постановления.
Выводы суда о нарушении управлением прав общества при составлении протокола об административном правонарушении являются правильными, выводы же суда о нарушении управлением процессуального порядка при рассмотрении дела об административном правонарушении являются недостаточно обоснованными. Однако выводы суда в части несоответствия действий управления при вынесении постановления по делу об административном правонарушении процессуальным требованиям не привело к принятию неправильного решения, исходя из следующего.
Часть 2 ст.25.1, ст.28.2 Кодекса регламентирует порядок рассмотрения административным органом дел об административных правонарушениях и составление протокола об административном правонарушении, при этом по смыслу указанных статей Кодекса административный орган обязан представить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названными статьями.
В силу правовой позиции, высказанной в п.24 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 Кодекса.
Судом обоснованно отклонен довод управления о надлежащем извещении общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении ввиду явки защитника на его составление, поскольку в материалах дела не имеется доказательств того, что общество надлежащим образом было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении, а соответственно приобретает права, предоставленные ему ст.25.5 Кодекса, только с момента составления протокола об административном правонарушении. Кроме этого, факт участия представителя общества в составлении протокола об административном правонарушении опровергается записью в этом протоколе о неявке представителя общества на составление протокола (л.д.13).
Вместе с тем неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты.
Согласно ч.4 ст.25.5 Кодекса защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.
Как видно из материалов дела, Иванов Т.В., действуя как защитник общества в силу полномочий, предоставленных ему ст.25.5 Кодекса на основании адвокатского удостоверения от 26.12.2002 N 473, ордера от 24.10.2007 N 015380 (л.д.38), получил определение о месте и времени рассмотрения дела, назначенного на 25.10.2007 15:30. Иванов Т.В., действующий на основании указанного удостоверения на совершение данным лицом от имени общества как защитником, всех процессуальных действий, предусмотренных Кодексом, явился в назначенный день и время, указанные в определении от 24.20.2007, для участия в рассмотрении дела, участвовал при вынесении постановления об административном правонарушении. Данный факт зафиксирован в постановлении о привлечении к административной ответственности и в приложении к нему о разъяснении защитнику процессуальных прав и обязанностей (л.д.36). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество знало о времени и месте вынесения постановления и направило для участия в его составлении своего представителя (защитника).
Вышеуказанное подтверждает, что общество извещалось надлежащем образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, и его защитник на основании полномочий, предоставленных ему ст.25.5 Кодекса и удостоверенных ордером на участие в конкретном деле об административном правонарушении, участвовал в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, поскольку управление не предоставило возможность обществу реализовать свое право на участие в составлении протокола об административном правонарушении, вывод суда о наличии процессуальных нарушений в действиях управления при привлечении общества к административной ответственности является правильным.
Доводы заявителя судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку по существу сводятся к необходимости переоценки установленных судами обстоятельств, свидетельствующих о процессуальных нарушениях, допущенных управлением при производстве по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм материального права или процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2007 по делу N А60-30590/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...