почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
1
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    
от 16 ноября 2007 года Дело N А21-2279/2007

    
    
[Суд удовлетворил требование о признании недействительным постановления ТУ ФСФН о назначении обществу административного наказания за совершение правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку  общество, выдавая своим сотрудникам командировочные средства в виде наличной иностранной валюты, осуществило валютную операцию, не запрещенную действующим валютным законодательством РФ]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Подвального И.О., судей: Бухарцева С.Н., Троицкой Н.В., рассмотрев 12.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2007 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2007 (судьи: Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А21-2279/2007, установил:
    
    Открытое акционерное общество "БАЛТКРАН" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями об оспаривании постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (далее - управление) от 06.04.2007 N 27-07/38П, 27-07/39П и 27-07/40П о назначении обществу административного наказания за совершение правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    
    Определением суда от 28.05.2007 возбужденные по заявлениям общества дела объединены в одно производство. Делу присвоен номер А21-2279/2007.
    
    Решением суда от 29.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2007, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановления управления признаны незаконными и отменены.
    
    В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статей 2, 9, 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). По мнению управления, оспариваемые постановления являются законными и обоснованными. Перечень валютных операций, осуществляемых резидентами - юридическими лицами в наличной иностранной валюте, установленный статьей 14 Закона, является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию и не включает операции в наличной иностранной валюте при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, либо при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи с такой командировкой. Указанные операции могут совершаться только через банковские счета организаций в уполномоченных банках (часть 2 статьи 14 Закона).
    
    Представители общества и управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно, что управлением проведена проверка общества по вопросу соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в ходе которой выявлены нарушения заявителем при осуществлении валютных операций статьи 9 Закона.
    
    Как установлено органом валютного контроля и отражено в оспариваемых постановлениях, общество 25.05.2006, 14.07.2006 и 04.08.2006 на основании приказов от 25.05.2006 N 124К, от 13.07.2006 N 166К и от 04.08.2006 N 189К, а также заявлений от 25.05.2006 N 1, от 14.07.2006 N 4 и от 04.08.2006 N 6 получило в ИКБ "Европейский" наличную иностранную валюту (в сумме 7800 евро, 2500 евро и 2000 евро, соответственно). Согласно приходным кассовым ордерам от 25.05.2006 N 224, от 14.07.2006 N 407 и от 04.08.2006 N 500 указанные суммы наличной иностранной валюты в полном объеме оприходованы в кассу организации и отражены в бухгалтерском учете.
    
    Управление и суды двух инстанций установили, что полученная в банке наличная иностранная валюта выдана из кассы общества на командировочные расходы физическим лицам-резидентам (работникам общества) под отчет в связи с их направлением в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации. При этом заявителем оформлены расходные кассовые ордера (от 25.05.2006 N 826-831; от 14.07.2006 N 1191; от 04.08.2006 N 1327, 1328; листы дела 66-74).
    
    Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения управлением в отношении общества дел об административных правонарушениях N 27-07/38, 27-07/39 и 27-07/40. Административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях.
    
    Оспариваемыми постановлениями от 06.04.2007 общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафов в размере 3/4 сумм незаконных валютных операций: 5850 евро или 202301 руб. 78 коп. согласно постановлению N 27-07/38П; 1875 евро или 64166 руб. 25 коп. согласно постановлению N 27-07/39П, 1500 евро или 51318 руб. 90 коп. согласно постановлению N 27-07/40П. По мнению управления, действия общества нарушают требования части 1 статьи 9 и части 2 статьи 14 Закона: выдача из кассы общества наличной иностранной валюты физическим лицам-резидентам является незаконной валютной операцией.
    
    Суды обеих инстанций, правильно установив фактические обстоятельства дела, сделали вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов основаны на правильном истолковании положений Закона (в их системном единстве).
    
    В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Закона для целей Закона под "валютными ценностями" следует понимать иностранную валюту и внешние ценные бумаги.
    
    Согласно подпункту "а" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона к валютным операциям относятся приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа.
    
    В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций, прямо указанных в пунктах 1-16 части 1 статьи 9 Закона.
    
    Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 9 Закона дополнена пунктом 9, согласно которому разрешены валютные операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
    
    Суды обеих инстанций исходили из того, что по смыслу части 1 статьи 9 Закона общество, выдавая своим сотрудникам командировочные средства в виде наличной иностранной валюты, осуществило валютную операцию, не запрещенную действующим валютным законодательством Российской Федерации.
    
    Апелляционная коллегия, оценив нормы Закона в их взаимной связи и уяснив волю законодателя, применила положение части 6 статьи 4 Закона, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
    
    Вместе с тем орган валютного контроля полагает, что в данном случае заявителем нарушены требования статьи 14 Закона относительно порядка проведения валютной операции.
    
    В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 14 Закона, если иное не предусмотрено Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
    
    В настоящее время Закон не содержит норм, прямо разрешающих юридическим лицам - резидентам осуществлять указанные в пункте 9 части 1 статьи 9 Закона валютные операции путем выдачи наличных денежных средств из кассы организации. Вместе с тем нормативными актами Центрального банка Российской Федерации как органа валютного регулирования (часть 1 статьи 5 Закона) применительно к разрешительной норме права (пункт 9 части 1 статьи 9 Закона) не регулируются вопросы, связанные с порядком выдачи работодателем своему сотруднику наличной иностранной валюты для возмещения расходов при направлении работника в служебную командировку за пределы Российской Федерации.
    
    В то же время действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает (как в рамках отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, так и трудовых отношений) обязанности работника (резидента) открыть банковский счет в иностранной валюте (в частности, в случае его служебной командировки за пределы территории Российской Федерации). В подобных случаях именно наличный порядок расчетов между хозяйствующими субъектами и их сотрудниками (физическими лицами) является оптимальным и позволяющим резидентам оперативно и полно реализовать субъективное право, предоставленное пунктом 9 части 1 статьи 9 Закона.
    
    Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образуют осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
    
    При вынесении оспариваемых постановлений действия общества квалифицированы управлением как осуществление незаконных валютных операций.
    
    В силу буквального толкования части 1 статьи 15.25 КоАП РФ при квалификации противоправного деяния следует разграничивать осуществление незаконной валютной операции и нарушение порядка совершения законной валютной операции. Однако согласно статье 14 Закона соответствующий порядок имеет правовое значение.
    
    Установление же этого порядка отнесено законами Российской Федерации не только к ведению законодателя, но и к компетенции органов валютного регулирования в Российской Федерации, которыми являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
    
    Согласно части 1 статьи 4, частям 1 и 2 статьи 5 Закона, статье 15 Федерального конституционного закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пунктам 4 и 12 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации выполняют соответствующие нормотворческие функции (реализуют нормотворческие полномочия).
    
    В части 2 статьи 5 Закона указано, что для реализации функций, предусмотренных Законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
    
    В спорном периоде соответствующие полномочия не реализованы органами валютного регулирования в Российской Федерации применительно к пункту 9 части 1 статьи 9 Закона.
    
    Таким образом, оспариваемые постановления управления обоснованно признаны судами незаконными и отменены.
    
    Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2007 по делу N А21-2279/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области - без удовлетворения.
    
    

Председательствующий
И.О.Подвальный

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Н.В.Троицкая

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование