почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
октября
6
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 года Дело N А21-7702/2006


[Суд направил на новое рассмотрение дело о взыскании в бесспорном порядке с банковских счетов общества, поскольку суду необходимо проверить обоснованность расчета таможенных платежей и пеней, для чего, при необходимости, назначить сверку расчетов]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Подвального И.О., судей: Любченко И.С., Хохлова Д.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Евродор" Лисицина С.Д. (доверенность от 21.11.2007 N 21), Тарасюка С.Н. (доверенность от 27.02.2007), рассмотрев 26.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.06.2007 по делу N А21-7702/2006 (судья Сычевская С.Н.), установил:
    
    Общество с ограниченной ответственностью "Евродор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании решения Калининградской таможни (далее - таможня) от 12.12.2006 N 10205000/121206/0000074 о взыскании в бесспорном порядке с банковских счетов общества 1385043 руб. 64 коп.
    
    Решением суда от 20.06.2007 заявление удовлетворено, оспариваемое решение таможни "признано незаконным и отменено".
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебный акт "в части признания незаконным и отмены оспариваемого решения о взыскании в бесспорном порядке денежных средств с банковских счетов общества 1341467 руб. 30 коп. таможенных платежей и пеней по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10205030/220305/0007661" и принять по делу новое решение. По мнению таможни, невыполнение обществом условий, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), является причиной возникновения у заявителя соответствующей задолженности. Таможенный орган считает, что суд первой инстанции неправильно применил эту правовую норму. Таможенный орган не оспаривает недействительность решения от 12.12.2006 в части взыскания таможенных платежей по ГТД N 10205030/220305/0007662, но указывает, что данное обстоятельство не является основанием для полной отмены названного решения (часть 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
    
    В судебном заседании представители общества отклонили доводы жалобы.
    
    Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно, что общество зарегистрировано на территории Калининградской области (свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 19.05.2003, серия 39 N 000228162; лист дела 15).
    
    Обществу на праве собственности принадлежат транспортные средства: седельный тягач "IVECO 440Е42" и полуприцеп "KRONE SDP27", оформленные в режиме свободной таможенной зоны в Калининградской области по ГТД N 10205030/220305/0007661 и 10205030/220305/0007662 соответственно.
    
    В отношении транспортного средства (полуприцеп), ввезенного по ГТД N 10205030/220305/0007662, общество 24.07.2006 изменило таможенный режим свободной таможенной зоны (ИМ71) на режим выпуск для внутреннего потребления (ИМ40) с уплатой таможенных платежей по ГТД N 10205030/240706/0029919 (листы дела 28, 40).
    
    Таможня выставила обществу требование от 16.11.2006 N 10205000/161106/0000142 (листы дела 10-11) об уплате 1301814 руб. 31 коп. задолженности по таможенным платежам, в том числе 1500 руб. сборов, 1042603 руб. 23 коп. ввозной таможенной пошлины и 257711 руб. 08 коп. налога на добавленную стоимость, а также 70818 руб. 70 коп. пеней (за период с 27.06.2006 по 16.11.2006). В требовании указан срок уплаты задолженности - не позднее 08.12.2006. В качестве основания возникновения задолженности приведено использование (в нарушение части 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ) транспортных средств (седельный тягач и прицеп) при осуществлении 20.06.2006 международной перевозки по маршруту Литва (город Вильнюс) - Российская Федерация (город Иваново) без помещения их под действие другого таможенного режима, применение которого обусловлено уплатой таможенных платежей. Сумма обязательных платежей рассчитана по двум транспортным средствам (приложение N 1 к требованию; листы дела 8-9). Таким образом, таможенным органом не принят во внимание факт уплаты таможенных платежей по ГТД N 10205030/240706/0029919 (в том или ином размере). Требование получено обществом 28.11.2006.
    
    Поскольку это требование не исполнено обществом в установленный срок, таможня приняла оспариваемое решение от 12.12.2006 N 10205000/121206/0000074 о взыскании денежных средств (1385043 руб. 64 коп. платежей и пеней) в бесспорном порядке со ссылкой на статью 351 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
    
    13.12.2006 таможня направила в ЗАО ИКБ "Европейский" инкассовое поручение от 12.12.2006 N 74 на бесспорное списание с банковского счета общества 1385043 руб. 64 коп. таможенных платежей и пеней.
    
    Общество, считая решение от 12.12.2006 N 10205000/121206/0000074 незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд. Заявление принято арбитражным судом к производству 25.12.2006.
    
    Таможня, обнаружив помещение ввезенного по ГТД N 10205030/220305/0007662 товара под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления", направила заявителю "уточненное" требование об уплате таможенных платежей от 21.03.2007 N 10205000/161106/0000142-У, согласно которому задолженность общества составляет 1272256 руб. 63 коп. и связывается с неправомерным использованием только одного транспортного средства - седельного тягача "IVECO 440Е42". Обществу также начислено 126419 руб. 89 коп. пеней (лист дела 48).
    
    Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, применив положения статей 8 и 15 Закона N 16-ФЗ и указав, что Закон N 16-ФЗ (вступил в силу с 01.04.2006) не устанавливает обязанности собственников транспортных средств помещать их под действие другого таможенного режима для осуществления их использования, в частности в международных перевозках.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что правовая позиция суда первой инстанции основана на ошибочном истолковании материального закона.
    
    Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами (подпункт 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
    
    Согласно положениям статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 ("Таможенные режимы") раздела II ("Таможенные процедуры") ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим (пункт 1). Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 2).
    
    В статье 9 Закона N 16-ФЗ определено содержание таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области.
    
    Таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ (часть 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).
    
    Таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).
    
    В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении следующих условий: 1) транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области; 2) транспортные средства принадлежат юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ.
    
    Положения статей 9 и 15 Закона N 16-ФЗ распространяются и на юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу Закона N 16-ФЗ (01.04.2006) осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (часть 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ). Общество относится к таким лицам.
    
    Как следует из материалов дела, в период действия Закона N 16-ФЗ принадлежащие обществу транспортные средства использовались при осуществлении международной перевозки грузов по маршруту иностранное государство - остальная часть таможенной территории Российской Федерации, что является нарушением условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области (статьи 9 и 15 Закона N 16-ФЗ).
    
    Согласно пункту 1 статьи 327 ТК РФ в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований и условий, установленных настоящим Кодексом, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно - на день обнаружения таможенными органами таких товаров.
    
    В силу пунктов 1-3 статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном главой 32 ТК РФ. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (статья 320 ТК РФ), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (статья 352 ТК РФ). При этом принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 351 ТК РФ), или за счет иного имущества плательщика (статья 353 ТК РФ), а также в судебном порядке.
    
    В данном случае таможней представлен расчет таможенных платежей и пеней (приложение N 1 к требованию от 16.11.2006; листы дела 8-9). Обоснованность этого расчета (с учетом занятой судом правовой позиции) в рамках судебного разбирательства не проверялась. Этот расчет включает также суммы платежей, начисленных обществу в связи с неправомерным использованием транспортного средства, ввезенного им по ГТД N 10205030/220305/0007662, без учета его помещения под другой таможенный режим до выставления требования от 16.11.2006 и принятия оспариваемого решения. Факт уплаты обществом таможенных платежей по ГТД N 10205030/240706/0029919 в том или ином размере судом также не установлен. В то же время решение таможни от 12.12.2006 обусловлено неисполнением требования от 16.11.2006 и предполагает взыскание денежных средств в полном объеме в соответствии с этим требованием.
    
    Суд первой инстанции правомерно указал, что по смыслу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "законность оспариваемого ненормативного правового акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение, реализации заложенного в нем правового потенциала либо восстановления нарушенных прав лица, в отношении которого он вынесен" (лист дела 92). Однако этот вывод суда не привел к принятию правильного решения по существу спора ввиду неверного истолкования положений Закона N 16-ФЗ.
    
    В связи с правомерностью этого вывода довод заявителя о направлении ему "уточненного требования" таможни от 21.03.2007 отклоняется. Этот довод и соответствующий факт не исключают законности и обоснованности оспариваемого решения (полностью либо в определенной части). Предмет иска (заявления) четко сформулирован заявителем (листы дела 2-4). "Уточненное" требование от 21.03.2007 не может рассматриваться как основание для принятия оспариваемого решения, то есть не входит в основание иска (заявления). Последующие же обстоятельства (состоявшиеся, совершившиеся после 12.12.2006) могут рассматриваться лишь как основание для нового иска.
    
    Кассационная коллегия поддерживает довод жалобы о том, что процессуальные нормы не исключают признания оспариваемого решения не соответствующим закону полностью или в части (пункт 3 части 4 и часть 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
    
    Таким образом, по делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. Суд же кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
    
    При новом рассмотрении дела суду надлежит установить фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу, проверить обоснованность расчета таможенных платежей и пеней, для чего, при необходимости, назначить сверку расчетов. После этого, при наличии процессуальных оснований, суду следует принять законное и обоснованное решение и распределить судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в судах двух инстанций (с учетом документально не подтвержденного в суде кассационной инстанции довода таможенного органа об ошибочном двойном перечислении государственной пошлины, выдвинутого в письме от 01.10.2007 N 23-19/18217).
    
    На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.06.2007 по делу N А21-7702/2006 отменить.
    
    Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
    

    

Председательствующий
И.О.Подвальный

Судьи:
И.С.Любченко
Д.В.Хохлов

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование