- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2007 года Дело N А13-5177/2007
[В ходе мероприятий таможенного контроля таможенный орган вправе истребовать дополнительные документы, но только в случае, если заявленные при декларировании товаров сведения должным образом не подтверждены либо обнаружены признаки их недостоверности, поэтому ничем не обусловленное требование таможни представить заключение аккредитованной лаборатории о соответствии лома и отходов черных металлов ГОСТу 2787-75 либо заключения Ростехнадзора о том, что декларируемый товар не подпадает по действие постановления Правительства РФ от 17.07.2003 N 442, является незаконным]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Бухарцева С.Н., Любченко И.С., при участии от Вологодской таможни - Мокиевской С.Ю. (доверенность от 09.01.2007 N 16), Степура Н.А. (доверенность от 07.08.2007 N 02-22/5462), Нарушева С.В. (доверенность от 11.01.2007 N 02-22/155), рассмотрев 05.12.2007 (после объявленного 28.11.2007 перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.08.2007 по делу N А13-5177/2007 (судья Логинова О.П.), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд Стил" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования Вологодской таможни (далее - таможня) от 07.05.2007 о предоставлении заключения аккредитованной лаборатории о соответствии лома и отходов черных металлов ГОСТу 2787-75 либо заключения Ростехнадзора о том, что декларируемый товар не подпадает по действие постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов (далее - постановление от 17.07.2003 N 442).
Решением суда от 06.08.2007 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение от 06.08.2007, поскольку, по ее мнению, суд счел установленными недоказанные обстоятельства и изложил в судебном акте выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Податель жалобы указывает на то, что в ходе проверки таможенной декларации выявлено несоблюдение заявителем условий выпуска товара, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). В нарушение требований пункта 1 статьи 166, пунктов 1 и 3 статьи 131 ТК РФ должным образом не подтверждены сведения о соблюдении запретов и ограничений, установленных постановлением от 17.07.2003 N 442. В свою очередь, документы, представленные при декларировании, не подтверждают соответствие товара ГОСТу 2787-75.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество подало в таможню грузовую таможенную декларацию N 10204040/070507/0013816, согласно которой в таможенном режиме экспорта заявлен товар - лом и отходы конструкционной стали. Таможенный орган письменно потребовал от декларанта представления заключения аккредитованной лаборатории о соответствии лома и отходов черных металлов ГОСТу 2787-75 либо заключения Ростехнадзора о том, что декларируемый товар не подпадает по действие постановления от 17.07.2003 N 442.
Признавая оспариваемое требование таможни недействительным, суд установил, что товар соответствует ГОСТу 2787-75, в связи с чем на его вывоз не распространяются ограничения, предусмотренные постановлением от 17.07.2003 N 442.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы таможенного органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Если декларант претендует на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные сведения.
Выпуск товаров осуществляется при условии, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 149 ТК РФ).
Как указано в пункте 1 статьи 166 ТК РФ, экспорт товаров осуществляется при условии уплаты ввозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном названным Кодексом, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и выполнении иных требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления от 17.07.2003 N 442 вывоз с территории Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложениях N 1 и 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов, утвержденных названным нормативным правовым актом, осуществляется по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов.
В перечни опасных отходов, содержащиеся в приложениях N 1 и 2 Правил трансграничного перемещения отходов, включены отходы металлов и сплавов, в состав которых входят сурьма, кадмий, селен, теллур, таллий, мышьяк, соединения мышьяка, ртуть, соединения ртути.
Из представленных обществом документов следует, что в предъявленном к вывозу товаре не содержится веществ, относящихся к опасным отходам, вывоз которых с таможенной территории Российской Федерации лицензируется.
При отсутствии запретов и ограничений применительно к вывозу спорного товара несостоятелен довод таможни о несоблюдении декларантом условий его выпуска, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 149 ТК РФ.
В пункте 3 статьи 131 ТК РФ не определены документы, которые декларант обязан представить в таможенный орган в подтверждение того, что вывоз товара свободен от запретов и ограничений. Следовательно, для придания заключению аккредитованной лаборатории или Ростехнадзора статуса обязательного для представления при декларировании такая обязанность должна быть закреплена нормативно, как того требуют нормы пункта 2 статьи 63 ТК РФ. В настоящее время упомянутое заключение не включено ни в один из перечней, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
При этом в ходе мероприятий таможенного контроля таможенный орган вправе истребовать дополнительные документы, но только в случае, если заявленные при декларировании товаров сведения должным образом не подтверждены либо обнаружены признаки их недостоверности (пункт 5 статьи 153 ТК РФ). В противном случае ничем не обусловленное требование представить определенные документы - попытка переложить на декларанта бремя осуществления контрольных мероприятий.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.08.2007 по делу N А13-5177/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.
Взыскать с Вологодской таможни в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий
Д.В.Хохлов
Судьи:
С.Н.Бухарцев
И.С.Любченко