- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2008 года Дело N А66-4976/2007
[Постановление ТУ ФСФБН о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ за представление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах с нарушением срока, установленного Положением от 1 июня 2004 года N 258-П, признано незаконным и отменено, поскольку нормами действующего в спорный период законодательства справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Троицкой Н.В., судей: Матлиной Е.О. и Хохлова Д.В., рассмотрев 10.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2007 по делу N А66-4976/2007 (судьи: Чельцова Н.С., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лагуна" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (далее - Управление) от 12.07.2007 N 69 и N 70, принятых по делам об административном правонарушении N 10115000-141/2007 и N 10115000-142/2007, ответственность за которые установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 13.08.2007 (судья Бажан О.М.) суд признал незаконным и отменил постановление Управления от 12.07.2007 N 70, как несоответствующее положениям статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ, а удовлетворении остальной части заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 26.09.2007 отменил решение суда в части отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований, признав также незаконным постановление Управления от 12.07.2007 N 69.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, которое считает необоснованным и не соответствующим нормам материального права. По мнению подателя жалобы, предусмотренные Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) справки о подтверждающих документах являются формами учета и отчетности, а форма, порядок заполнения и сроки их представления установлены Центральным банком России во исполнение статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). Поскольку в данном случае резидент не исполнил требования, установленные актом органа валютного регулирования, а именно Положением N 258-П, податель жалобы считает, что Общество правомерно в соответствии со статьей 25 Закона N 173-ФЗ привлечено к ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Представители сторон, надлежаще извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Управления, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Общество в соответствии с условиями контракта от 26.12.2005 N 76119, заключенного с АО "УМП-Кюммене" (Финляндия), осуществляло вывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров - лесоматериалов, в связи с чем в Акционерном коммерческом банке "Тверьуниверсалбанк" (далее - уполномоченный банк) оформлен паспорт сделки N 05120015/0777/0000/1/0.
В ходе проверки соблюдения резидентом валютного законодательства Тверская таможня установила, что справки о подтверждающих документах при вывозе товаров по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10115060/120307/0001105 (вывоз 18.03.2007) и N 10115060/120307/0001108 (вывоз 15.03.2007) на суммы 4217,97 евро и 1957,47 евро Общество представило в уполномоченный банк с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дел об административном правонарушении N 10115000-141/2007 и N 10115000-142/2007 по фактам "нарушения сроков представления подтверждающих документов (форм учета и отчетности - справки о подтверждающих документах)".
Принятыми по названным делам постановлениями от 12.07.2007 N 69 и N 70 Управление признало Общество виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначила ему наказания в виде административных штрафов в размере 400000 руб. по каждой справке.
Данные постановления Общество оспорило в судебном порядке. Суд первой инстанции, установив факт совершения заявителем вменяемого правонарушения, но признал незаконным и отменил постановление от 12.07.2007 N 70 со ссылкой на нарушение статей 28.2, 29.2 КоАП РФ при составлении протокола от 28.06.2007 по делу об административном правонарушении N 10115000-142/2007 и неправомерное привлечение Общества к ответственности за каждый несвоевременно представленный по одной сделке документ.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части отказа Обществу в удовлетворении требований по постановлению от 12.07.2007 N 69, признал указанное постановление незаконным и отменил, установив отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кассационная коллегия считает выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ. При этом в силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что Центральным банком России также устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам).
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией N 117-И.
Согласно пункту 2.1 названного Положения, принятого в соответствии с Законом N 173-ФЗ, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие, в частности, факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (подтверждающие документы).
Пунктом 2.2 Положения N 258-П предусмотрено, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
По смыслу названных норм следует различать подтверждающие документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. Так, Положением N 258-П установлен порядок представления резидентом в банк ПС документов, связанных с проведением валютных операций, то есть подтверждающих документов, в том числе ГТД с приложением справки о подтверждающих документах. Напротив, формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления Центральным банком России до настоящего времени не установлены.
Поскольку справка о подтверждающих документах, как и ГТД не отнесены нормами действующего в спорный период законодательства к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, нарушение Обществом порядка оформления такой справки и срока ее представления в уполномоченный банк не образует объективной стороны вмененного ему административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах следует признать, что у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за представление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для принятия судом решения о признании незаконными и об отмене оспариваемых постановлений административного органа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления, а принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2007 по делу N А66-4976/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.Троицкая
Судьи:
Е.О.Матлина
Д.В.Хохлов