- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2008 года Дело N А05-6420/2007
[Постановление ТУ ФСФБН о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ за представление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах с нарушением срока, установленного Положением от 1 июня 2004 года N 258-П, признано незаконным и отменено, поскольку нормами действующего в спорный период законодательства справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Троицкой Н.В., судей: Любченко И.С. и Михайловской Е.А., рассмотрев 17.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2007 по делу N А05-6420/2007 (судьи: Чельцова Н.С., Виногадова Т.В, Богатырева В.А.), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - Управление) от 18.04.2007 N 11-07/43-ФС о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.08.2007 (судья Пигурнова Н.И.) суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления в части назначения Обществу административного наказания в размере, превышающем 40000 руб. штрафа, применив положения части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, а в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 16.10.2007 отменил решение суда и признал постановление Управления от 18.04.2007 N 11-07/43-ФС незаконным в полном объеме, установив отсутствие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление от 16.10.2007 и оставить в силе принятое по делу решение суда первой инстанции, ссылаясь на отсутствие оснований для его отмены. По мнению подателя жалобы, справки о подтверждающих документах относятся к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, поскольку их форма, порядок и сроки представления установлены Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П). Для обоснования свой позиции Управление в дополнение к жалобе представило Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее Указание - N 1950-У).
Представители сторон, надлежаще извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Управления, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Общество в соответствии с условиями контракта от 25.10.2006, заключенного с фирмой "ENERGIEHOLZ NORD gmbH" (Германия), осуществляло вывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров - опилки древесные агломерированные в виде гранул и стружки, в связи с чем в Архангельском филиале открытого акционерного общества "Балтинвестбанк" (далее - уполномоченный банк) оформлен паспорт сделки N 06110001/3176/0002/1/0.
В результате проверки соблюдения резидентом валютного законодательства Тверская таможня установила, что справки о подтверждающих документах в отношении товаров, вывезенных по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10203100/051206/0003590 (вывоз 08.12.2006) и N 10203100/081206/0003629 (вывоз 14.12.2006) на суммы 56235,35 и 15240,95 евро соответственно, Общество представило в уполномоченный банк 31.01.2007, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении заявителя дела об административном правонарушении N 1020300-116/2007 и составления протокола от 10.04.2007 (листы дела 43-47) по факту "нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности", а именно - справок о подтверждающих документах.
Принятым по названному делу постановлением от 18.04.2007 N 11-07/43-ФС Управление признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Данное постановление Общество оспорило в судебном порядке. Суд первой инстанции установил факт совершения заявителем вменяемого правонарушения, но признал незаконным и отменил постановление от 18.04.2007 N 11-07/43-ФС в части назначения заявителю административного наказания в размере, превышающем 40000 руб., со ссылкой на положения части 2 статьи 4.2 КоАП РФ.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и признал оспариваемое постановление Управления незаконным в полном объеме, установив отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кассационная коллегия считает выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что Центральным банком России также устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам).
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
Согласно пункту 2.1 названного Положения, принятого в соответствии с Законом N 173-ФЗ, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие, в частности, факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (подтверждающие документы).
Пунктом 2.2 Положения N 258-П предусмотрено, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
По смыслу названных норм следует различать подтверждающие документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. Так, Положением N 258-П установлен порядок представления резидентом в банк ПС документов, связанных с проведением валютных операций, то есть подтверждающих документов, в том числе ГТД с приложением справки о подтверждающих документах. Вместе с тем, названным Положением и Инструкцией N 117-И для резидентов не установлены единые формы учета и отчетности по валютным операциям.
Такие формы Центральный Банк России установил 10 декабря 2007 года Указанием N 1950-У, которым справки о подтверждающих документах отнесены к формам учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами. Однако в соответствии с пунктом 2 этого Указания оно вступает в законную силу только по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" - 16 января 2008 года.
В данном случае на момент возникновения у Общества обязанности по представлению в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах по ГТД N 10203100/051206/0003590 и N 10203100/081206/0003629, а также принятия оспариваемого постановления и судебных актов по настоящему делу Указание N 1950-У не вступило в законную силу. Таким образом, нормами действующего в спорный период законодательства справка о подтверждающих документах, как и ГТД не были отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, а следовательно, нарушение Обществом порядка оформления такой справки и срока ее представления в уполномоченный банк не образует объективной стороны вмененного ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах следует признать, что у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за представление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах с нарушением срока, установленного Положением N 258-П, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для принятия судом решения о признании незаконными и об отмене оспариваемого постановления административного органа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления, а принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2007 по делу N А05-6420/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.Троицкая
Судьи:
И.С.Любченко
Е.А.Михайловская