- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
от 6 июля 1993 года N 08-18/1414
О вопросах таможенного контроля
В связи с Вашим обращением разъясняем:
По п.1 запроса:
- данный вопрос регламентируется Инструкцией ГТК РФ N 01-20/5410 от 22.09.92 "Об особенностях таможенного контроля за товарами, перерабатываемыми в пределах государств - бывших субъектов СССР".
По п.2 запроса:
- применение количественных квот в отношении предметов, ввозимых в РФ физическими лицами, распространяется только на спиртные напитки и сигареты. В отношении остальных предметов действует стоимостная квота в размере 5000 долларов США. Товары, стоимость которых превышает установленную стоимостную квоту,подлежат обложению импортными таможенными пошлинами по ставкам Импортного таможенного тарифа РФ. (См.Приказ ГТК РФ N 92 от 20.03.93). Можем порекомендовать сообщать информацию о физических лицах, ввозящих однородные предметы в значительных количествах, в налоговые инспекции тех районов, где эти лица проживают. (Данные по паспорту).
По п.3 запроса:
- ст.6 Инструкции Центрального Банка РФ N 7 от 29.06.92 предписывает все поступления в иностранной валюте в пользу предприятий, обязательно зачислять на счета в уполномоченных банках России. Таким образом, учитывая необходимость продажи предприятиями части валютной выручки в Валютный резерв Банка России или на внутреннем валютном рынке России, считаем недопустимым прием валютной пошлины (импортной или экспортной) от иностранного контрагента с зачислением непосредственно на счет таможни. Перечисление валютных средств на счет таможни исключает возможность продажи части валюты и создает предпосылки для сокрытия части экспортной выручки или другого валютного дохода.
По п.4 запроса:
- пункт 3 ст.2 Закона РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" гласит о том, что плательщик НДС при ввозе товаров на территорию России определяется таможенным законодательством. Инструкция ГТК РФ N 01-20/741 от 30.01.93 "О порядке применения налога на добавленную стоимость ..." дает исчерпывающий перечень ситуаций, когда НДС не взимается. Освобождение объединений граждан, участвовавших в ликвидации последствий Чернобыльской аварии и их предприятий от НДС, нормативными документами по таможенным вопросам не предусмотрено.
По п.5 запроса:
- конкретный перечень товаров, могущих быть в составе гуманитарной помощи, дать не представляется возможным и просто не реально. Гуманитарной помощью являются безвозмездно передаваемые юридическим и физическим лицам продовольствие, товары народного потребления первой необходимости, иные предметы, направляемые из зарубежных стран в РФ для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения. Обращаем Ваше внимание на то, что прием, распределение и реализация грузов гуманитарной помощи регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 170 от 18.03.92, Приказом ГТК РФ N 209 от 16.07.92. Кроме того, в Вашей таможне разработан "Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей ...", основанный на указанном Положении (См. Приложение N 1);
По п.6 запроса:
- порядок применения положений указанного Закона предусмотрен в Приказе ГТК РФ N 215 от 05.06.93;
По п.7 запроса:
- взимание сборов за таможенное оформление товаров происходит в зависимости от условий заключенных договоров на переработку и системы расчетов за переработку, предусмотренных договорами. В общем случае, сборы за таможенное оформление взимаются в размере 0.15 процента от стоимости ввозимого-вывозимого сырья или вывозимых-ввозимых компенсационных товаров, из которых 0.1 процента в рублях и 0.05 процента в валюте расчета с контрагентом.
По п.8 запроса:
- кодирование режимов освобождений производится только ГТК РФ.
По п.9 запроса:
- типовых форм на заключение договора залога не существует. В каждом конкретном случае должны быть учтены свои особенности. С учетом отзывов специалистов о несовершенстве Закона РФ "О залоге" и сложных процессуальных моментов, связанных с реализацией своих прав как залогодержателей, рекомендуем избегать заключения договоров о залоге при решении вопросов оплаты импортной таможенной пошлины, НДС и акцизов. При необходимости можно обращаться в правовой отдел СЗУ ГТК РФ (Криволап Михаил Яковлевич, т. 239-86-84).
Приложение: на 3-х листах.
Заместитель начальника
СЗУ ГТК РФ Солнцев С.Ю.
Приложение 1
К малообеспеченным группам населения Российской Федерации отнесены (Указы Президента РФ N 208 от 29.02.92, N 321 от 31.03.92, N 515 от 21.05.92, N 1365 от 14.11.92):
1. Пенсионеры, получающие пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.
2. Матери, имеющие детей в возрасте до 6 лет.
3. Жены военнослужащих срочной службы, имеющие детей.
4. Опекуны (попечители) детей в возрасте до 18 лет.
5. Одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 16 лет (учащихся, не получающих стипендии - до 18 лет).
6. Семьи, имеющие детей в возрасте до 16 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.
7. Неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом 1 (первой) группы или престарелым, или достигшим 80 лет, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет.
8. Граждане, зафиксированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, в период их профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.
9. Граждане, признанные в установленном порядке безработными.
10. Аспиранты и доктораты, обучающиеся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях.
11. Студенты высших учебных заведений, получающие стипендию.
12. Учащиеся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений, получающие стипендию.
13. Учащиеся, достигшие 18 лет и не получающие стипендий, пособий и пенсий.
14. Студенты высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений, аспиранты, обучающиеся с отрывом от производства в аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, находящихся в академических отпусках по медицинским показателям.
15. Неработающие жены рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.
ПОРЯДОК
исчисления и уплаты таможенных платежей при таможенном
оформлении грузов зарубежной гуманитарной помощи
1. Определение понятия "гуманитарная помощь" дано в Положении о порядке приема, учета, транспортировки, складирования, охраны, распределения и реализации грузов гуманитарной помощи, поступающих на территорию Российской Федерации из-за рубежа (далее: Положение утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 170):
"Гуманитарной помощью являются безвозмездно передаваемые юридическим и физическим лицам продовольствие, товары народного потребления первой необходимости, иные предметы, направленные из зарубежных стран в Российскую Федерацию для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения".
2. Возможны 2 варианта таможенного оформления гуманитарной помощи:
Первый вариант: иностранные юридические и физические лица - отправители гуманитарной помощи (Доноры) - не указали пункт назначения и грузополучателя гуманитарного груза.
В указанном случае получателем (графа 8 ГТД) будет являться созданная при мэрии г.Санкт-Петербурга рабочая группа Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ (далее Комиссия).
Указанная Комиссия сама определяет потребителей грузов и лимиты распределения грузов между ними.
Плата за таможенные процедуры, импортная таможенная пошлина, НДС и акцизы в данном случае не исчисляются и не уплачиваются.
Второй вариант: иностранные юридические и физические лица - отправители гуманитарной помощи (Доноры) сами определяют направления использования гуманитарной помощи и конкретных ее потребителей, но в пределах законодательства Российской Федерации.
В рамках данного варианта возможны 2 случая:
а) Доноры адресуют груз российским юридическим и физическим лицам - получателям груза, которые распределяют гуманитарные грузы согласно договору с Донором, в котором он (Донор) определяет направления и лимиты распределения товаров среди конкретных потребителей;
б) Доноры адресуют ввозимый груз непосредственно потребителям груза.
Однако, для случая а) иностранные Доноры и российские получатели ограничены действующим в Российской Федерации законодательством, которое требует для признания ввозимого груза гуманитарной помощью одновременного выполнения следующих условий:
1. наличия письменного договора между отправителем (Донором) и российским получателем, в котором Донор указывает количество и определяет направления использования и конкретных потребителей ввозимой в РФ гуманитарной помощи, а российский получатель принимает на себя обязательство принять груз и распределить его согласно распоряжению Донора.
2. Договор обязательно должен быть безвозмездным.
3. В качестве потребителей груза могут выступать только малообеспеченные группы населения (Приложение 1), т.е. только физические лица.
(Юридические лица не могут быть потребителями гуманитарной помощи. Пример: компьютер,безвозмездно направляемый инофирмой в адрес учеб- ного заведения для использования его в учебном процессе, по опреде- лению не может быть признан гуманитарной помощью).
4. Грузы гуманитарной помощи должны быть предназначены только для улучшения жизни и быта малообеспеченных групп населения, т.е. иметь исключительно потребительский характер (средства производства исключаются).
Для случая б) вместо п.п.1 и 2 достаточно письменного указания Донора о направлении груза в адреса конкретных потребителей (только физических лиц), и их письменного согласия принять эту помощь.
Правила, изложенные в п.п. 3 и 4, сохраняются.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо из вышеизложенных условий, приведенных в п.п.1-4, ввозимый груз подлежит переводу в Первый вариант таможенного оформления, т.е. груз пропускается только представителю Комиссии для последующего распределения под ее контролем.
При соблюдении всех вышеизложенных условий ввозимый импортный груз признается гуманитарной помощью и не облагается таможенными процедурами, импортной таможенной пошлиной, НДС и акцизами.
Документы, доказывающие соблюдение условий п.п.1-4, остаются в делах таможни вместе с первым экземпляром ГТД.
Особые условия распределения гуманитарной помощи в Российской Федерации (п.7 Положения):
Распределение гуманитарной помощи должно производиться в строгом соответствии с условиями поставки этой помощи.
Запрещается скупка товаров гуманитарной помощи юридическими и физическими лицами с целью реализации, равно как и продажа полученных ими таких товаров другим юридическим и физическим лицам.
На товары и предметы, направляемые в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи,но использованные не по назначению, льготы, установленные для грузов гуманитарной помощи, не распространяются. Вся выручка, полученная юридическими и физическими лицами от операций с такими товарами и предметами, подлежит изъятию по решению местных финансовых органов и перечислению в местный бюджет.
О фактах использования гуманитарной помощи не по назначению органы власти на местах информируют Комиссию и таможенные учреждения, в зоне деятельности которых они находятся. Таможенные учреждения взыскивают с указанных юридических и физических лиц таможенные сборы и пошлины в полном размере.
Начальник Санкт-Петербургской таможни
Еременко В.Г.
Текст документа сверен по:
рассылка