- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 1998 года N 01-28-29/1603
О направлении представления
Северо-Западной транспортной прокуратуры
Направляем Вам для принятия к сведению и устранения нарушений Представление Северо-Западной транспортной прокуратуры "Об устранении нарушений законодательства по взиманию таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей".
Приложение:
1. Представление СЗТП
2. План мероприятий по устранению таможнями региона нарушений таможенного законодательства по взиманию таможенных платежей
Первый заместитель
начальника Управления
И.Г.Тараторин
Прокуратура Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 23 января 1998 года N 7-10-48-98
Об устранении нарушений законодательства
по взиманию таможенных пошлин, налогов
и иных таможенных платежей
Северо-Западной транспортной прокуратурой, на основании материалов проведенных прокуратурой проверок, осуществлен анализ состояния законности при исполнении таможенного законодательства, регулирующего порядок начисления таможенных платежей, полного и своевременного их взимания с участников внешнеэкономической деятельности.
Данные прокурорских проверок свидетельствуют о том, что несмотря на принимаемые СЗТУ меры организационно-правового характера, направленные на совершенствование служебной деятельности таможенных органов региона, состояние законности в данной сфере деятельности продолжает оставаться на низком уровне.
Материалы надзорных проверок говорят о том, что СЗТУ и таможнями не в полной мере обеспечивается исполнение одной из главный функций таможенных органов, предусмотренных ст.10 ТК РФ, а именно, взимание таможенных пошлин, налогов и других платежей с участников ВЭД.
Анализ данных, полученных в ходе таких проверок, показывает, что наибольшее количество нарушений таможенного законодательства должностными лицами таможенных органов допускается в процессе осуществления контроля за соблюдением участниками ВЭД требований таможенных режимов:
- выпуск товаров и транспортных средств для свободного обращения;
- транзит;
- временный ввоз (вывоз);
- экспорт.
Ненадлежащее исполнение требований Приказа ГТК РФ от 04.04.96 N 203 и других нормативных актов Государственного таможенного комитета РФ, регламентирующих порядок контроля за выпуском товаров и транспортных средств для свободного обращения, особенно при осуществлении контроля за доставкой товаров в таможни назначения, приводит к тому, что во многих случаях товары не доставляются в определенные таможнями отправления места, участники ВЭД уклоняются от уплаты импортных пошлин и налогов, в результате чего в федеральный бюджет не поступают значительные денежные средства.
Результаты проведенных прокуратурой проверок свидетельствуют о том, что при выпуске товаров для свободного обращения и осуществлении контроля за доставкой отсутствует надлежащее взаимодействие между таможнями отправления и таможнями назначения в обмене информацией по перемещению товаров. Сведения и документы, подтверждающие доставку или недоставку товаров, передаются между таможнями часто с нарушением установленных сроков, что создает препятствия по своевременному установлению нарушений таможенных правил, затрудняет розыск правонарушителей и привлечение их к административной и уголовной ответственности.
Нарушения такого характера устанавливались при проверках практически во всех таможнях, а наиболее часто допускались Себежской, Балтийской, Санкт-Петербургской, Кингисеппской, Выборгской таможнями.
Большое количеств нарушений таможенного законодательства в ходе прокурорской проверки было выявлено при применении таможенного режима временного ввоза (вывоза). В результате отсутствия надлежащего контроля за обратным вывозом за таможенную границу товаров и транспортных средств и непринятия своевременных мер по привлечению лиц, совершивших нарушения таможенных правил, к ответственности, практически исключена возможность взыскания с этих лиц подлежащих уплате таможенных платежей и зачисления их в федеральный бюджет и во внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ.
Наиболее неблагополучное положение по исполнению требований и условий данного режима наблюдалось в Кингисеппской и Санкт-Петербургской таможнях.
В июле 1997 года по заданию Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка исполнения законодательства о взыскании таможенных платежей с участников ВЭД в 1996 году и в 1 полугодии 1997 года.
Проверка показала, что несмотря на принимаемые СЗТУ меры, направленные на обеспечение взимания платежей, имеются серьезные недостатки и нарушения таможенного законодательства по полному и своевременному начислению и взысканию платежей в бесспорном порядке. В результате непринятия своевременных мер по взысканию платежей, образуются крупные суммы задолженности, подлежащие перечислению в федеральный бюджет.
Так, по состоянию на 01.01.97 задолженность составляла 225,5 млрд.рублей и 2,6 млн.дол.США.
Наряду с объективными причинами образования задолженности (корректировка таможенной стоимости, отменой предоставленных льгот, перерасчеты по пошлине и др.), имеют место случаи, когда отдельные руководители таможен без достаточных на то оснований, предоставляют отсрочки по уплате таможенных платежей.
Например, руководителями Санкт-Петербургской таможни в 1995 96 годах дважды отзывались из банков инкассовые поручения на бесспорное взыскание таможенных платежей с АОЗТ "Автогаз "ЛТД" в сумме более 2-х миллиардов рублей.
В ходе проверки исполнения таможенного законодательства при применении таможенного режима транзита товаров установлено, что в таможнях региона отсутствует единый порядок оформления транзитных перевозок и контроля за ними. Использование на практике различных процедур оформления данного режима и таможенного контроля не только создает трудности для участников ВЭД, но и значительно снижает эффективность таможенных органов в учете транзитных перевозок, своевременного выявления и пресечения правонарушений, взыскания неуплаченных таможенных платежей.
В результате этого государству причиняется ущерб, исчисляемый миллиардами рублей.
Проведенной СЗТП проверкой в ноябре 1997 года по соблюдению установленного порядка предоставления льгот по уплате таможенных платежей в ряде таможен (Балтийская, Костомукшская и Кандалакшская) выявлены случаи необоснованного предоставления льгот за ввезенные товары и неправомерного применения взыскания ниже низшего предела к лицам, совершившим таможенные правонарушения при использовании льготного порядка ввоза товаров.
При проведении прокуратурой в ноябре-декабре 1997 года проверки исполнения законодательства по контролю за экспортом товаров установлено, что наряду с объективными причинами, способствующими нарушениям таможенного законодательства, заключающимися в либерализации законодательства по экспорту товаров (несовершенство валютного законодательства, отмена экспортных пошлин, упразднение института спецэкспортеров и др.), в деятельности таможенных органов региона при осуществлении контроля за экспортом товаров имеются и субъективные причины, которые оказывают отрицательное влияние на своевременное и полное поступление средств в федеральный бюджет и бюджеты других уровней.
Особенно обращает на себя внимание состояние организации по контролю за своевременным и полным возвратом валютной выручки из-за границы от экспорта товаров и услуг.
Результаты проведенной проверки показывают, что существует разобщенность во взаимодействии между отделами ТС и ВК СЗТУ и таможен, недостаточно эффективно работают отделы таможенной инспекции. Наблюдается несвоевременность проверки поступающих карточек учета (УК) из ГТК РФ.
Так, из 16344 УК, поступивших из ГТК РФ в течение 9 мес. 1997 года в отдел ТС и ВК СЗТУ для проверки репатриации валютой выручки и осуществления валютного контроля проведены только по 4339-и карточкам, задолженность по невозвращению валютой выручки за этот период времени превысила 25 млн.долл.США. В Санкт-Петербургской таможне из 5539-и поступивших для проверки карточек проведено только 636 проверок.
Аналогичное состояние по контролю за экспортом товаров и возвращением валютной выручки наблюдается и в Балтийской таможне. Из 981 учетной карточки, поступившей для проверки, проверено 609 карточек.
Выборочное изучение находящихся в производстве и прекращенных дел о НТП, заведенных по ст.273 ТК РФ в Балтийской и Санкт-Петербургской таможнях по фактам невозвращения валютной выручки и возвращению выручки с нарушением установленных сроков, указывает на отсутствие надлежащего взаимодействия в таможнях между подразделениями, осуществляющими выпуск товаров в режиме экспорта при оформлении ГТД, с подразделениями, осуществляющими валютный контроль, и правоохранительным блоком.
Например, Санкт-Петербургской таможней в 1997 году в отношении АОЗТ "Тимберленд" было заведено три дела о НТП по ст.273 ТК РФ по фактам невозвращения валютной выручки от экспорта лесоматериалов. Так, 23.01.97 в отношении указанного предприятия было заведено дело о НТП N 03900-298/97, невозврат валютной выручки по 1140 ГТД составил 1 млн. 286 тыс. 153 дол.США и возврат с нарушением срока составил 830 тыс. 298 дол.США. Постановлением по делу наложено взыскание в виде штрафа - 109 млн. 039 тыс. 236 руб. Взыскано только 50 млн.руб. - менее 50%. Однако, каких-либо ограничительных мер к данному предприятию не было принято, и оно продолжало заниматься экспортом лесоматериалов, в результате чего, в июле и августе в отношении данного АОЗТ заведены дела о НТП N 3466/97 и N 4271/97 по фактам невозвращения валютной выручки в установленные сроки. Суммы задержки возврата валютной выручки составили 706 тыс. 714 дол. и 689 тыс. 672 дол.США соответственно.
Недостаточно эффективно принимаются меры административного и судебного взыскания по фактам невозвращения и несвоевременного возвращения валютной выручки.
Анализ материалов прокурорских проверок и актов прокурорского реагирования по нарушениям законности в таможенных органах региона указывает на то, что состояние борьбы с таможенными правонарушениями продолжает оставаться на невысоком уровне и не отвечает существующим требованиям закона. Продолжают иметь место многочисленные случаи несвоевременного заведения дел о НТП, низкое качество производства и волокита по делам, что приводит к неоправданному продлению сроков производства, а в итоге к исключению возможности применения реальных, предусмотренных ТК РФ взысканий к правонарушителям, особенно в части наложения взыскания в виде штрафа, сроки наложения которого, предусмотренные ч.1 ст.247 ТК РФ, строго ограничены.
В результате отступления от требований закона и подзаконных актов, регламентирующих порядок начисления и своевременного взимания таможенных платежей, нарушается принцип неотвратимости наказания лиц за на рушение таможенных правил и преступления в таможенном деле, а правонарушители извлекают финансовую прибыль, что в свою очередь наносит значительный ущерб государственным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
Безотлагательно рассмотреть данное представление, разработать и осуществить комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства, регулирующего порядок начисления и взимания таможенных платежей, валютного контроля и правоприменительной практики по делам о НТП.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Северо-Западную транспортную прокуратуру в установленный законом срок.
Заместитель Северо-Западного
транспортного прокурора
старший советник юстиции
А.В.Травин
Первый заместитель начальника
СЗТУ России
И.Г.Тараторин
16 марта 1998 года
ПЛАН
мероприятий по устранению таможнями региона
нарушений таможенного законодательства
по взиманию таможенных платежей
+------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Мероприятие ¦Ответственный ¦ Срок ¦
¦ п/п ¦ ¦за исполнение ¦исполнения¦
+------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦1. Представить анализ и статистичес- Красуленко И.А. 01.04.98 ¦
¦ кие данные по результатам выпол- ¦
¦ нения решения N 6 п.2 коллегии ¦
¦ СЗТУ России от 18.09.97 "Об орга- ¦
¦ низации контроля за доставкой то- ¦
¦ варов в таможенных органах Севе- ¦
¦ ро-Западного региона" ¦
¦ ¦
¦2. Обеспечить своевременное заве- Воробьев А.Ю. постоянно¦
¦ дение дел о НТП по всем Озолинг А.Е. ¦
¦ выявленным фактам недоставки Красуленко И.А. ¦
¦ товаров в соответствии с начальники ¦
¦ действующим таможенным таможен ¦
¦ законодательством, основываясь на ¦
¦ принципах неотвратимости ¦
¦ наказания. ¦
¦ ¦
¦3. Организовать в свете требований Тараторин И.Г. постоянно¦
¦ постановления Правительства РФ от Мечев С.В. ¦
¦ 18.07.96 N 808 "О порядке Гусев С.Л. ¦
¦ перемещения физическими лицами начальники ¦
¦ через таможенную границу таможен ¦
¦ Российской Федерации товаров, не ¦
¦ предназначенных для ¦
¦ производственной или иной ¦
¦ коммерческой деятельности" ¦
¦ контроль за доставкой и ¦
¦ оформлением автотранспортных ¦
¦ средств, ввозимых физическими ¦
¦ лицами, с целью исключения ¦
¦ уклонения от уплаты причитающихся ¦
¦ таможенных платежей. ¦
¦ ¦
¦4. Ввести в практику дополнительные Озолинг А.Е. постоянно¦
¦ выборочные проверки оформления отделы тамо- ¦
¦ доставки и транзита товаров. женной инс- ¦
¦ пекции ¦
¦ ¦
¦5. По всем фактам нарушений, выяв- Озолинг А.Е. 01.05.98 ¦
¦ ленных в ходе прокурорской Захаров В.Н. ¦
¦ проверки, связанным с применением Перова Е.В. ¦
¦ таможенного режима временного ¦
¦ ввоза (вывоза) привлечь к ¦
¦ ответственности лиц, допустивших ¦
¦ нарушение таможенных правил. ¦
¦ ¦
¦ Организовать работу по исполнению Есаулов А.В. постоянно¦
¦ требований и условий данного ¦
¦ таможенного режима. ¦
¦ ¦
¦ Провести внеплановую аттестацию начальники ¦
¦ сотрудников, допустивших таможен ¦
¦ нарушение действующих ¦
¦ нормативных документов ГТК ¦
¦ России. ¦
¦ ¦
¦ Провести в таможнях региона 01.07.98 ¦
¦ комиссионные проверки по ¦
¦ выявлению случаев невозвращения в ¦
¦ установленные сроки временно ¦
¦ ввезенных/вывезенных товаров, по ¦
¦ которым не заведены дела о НТП. ¦
¦ Принять меры по привлечению к ¦
¦ ответственности лиц, совершивших ¦
¦ указанные правонарушения. ¦
¦ ¦
¦ Проверить наличие в таможнях 01.05.98 ¦
¦ региона технологических схем ¦
¦ контроля за временно ¦
¦ ввезенными/вывезенными товарами и ¦
¦ и соответствие действующему ¦
¦ таможенному законодательству. ¦
¦ Принять меры по введению указан- ¦
¦ ных схем в таможнях. ¦
¦ ¦
¦6. 1. Принять меры к взысканию за- Еременко В.Г. I полуго-¦
¦ долженности с АОЗТ "Автогаз ЛТД", дие ¦
¦ в том числе путем обращения ¦
¦ взыскания на имущество. ¦
¦ ¦
¦ 2. Обеспечить контроль за работой Костин В.А. постоянно¦
¦ Санкт-Петербургской таможни с Кулешов В.В. ¦
¦ АОЗТ "Автогаз ЛТД" ¦
¦ ¦
¦7. Провести анализ и представить Костин В.А. 01.04.98 ¦
¦ отчет по всем фактам Алексеев А.Ю. ¦
¦ несвоевременного возврата ¦
¦ валютной выручки от экспорта ¦
¦ товаров и услуг. ¦
¦ ¦
¦ ОТС и ВК таможен проводить начальники постоянно¦
¦ инициативные проверки в случае таможен ¦
¦ непоступления учетных карточек ¦
¦ валютного контроля при ¦
¦ несвоевременном поступлении ¦
¦ информации из УВК ГТК России. ¦
¦ ¦
¦8. Проверить наличие в таможнях ре- Озолинг А.Е. отчет к ¦
¦ гиона технологических схем начальники 01.04.98 ¦
¦ взаимодействия подразделений по таможен ¦
¦ заведению и производству по делам ¦
¦ о НТП, исполнению постановлений ¦
¦ по таким делам, а также ¦
¦ соответствие данных схем ¦
¦ действующему таможенному ¦
¦ законодательству. Принять меры по ¦
¦ введению указанных схем в ¦
¦ таможнях. ¦
¦ ¦
¦ По выявленным случаям нарушения постоянно¦
¦ таможенного законодательства ¦
¦ своевременно заводить дела о НТП. ¦
¦ ¦
¦ Активно использовать возможности постоянно¦
¦ правоохранительного блока. В ¦
¦ целях повышения эффективности ¦
¦ взаимодействия организовать ¦
¦ единый технологический процесс по ¦
¦ выявлению нарушений, заведению ¦
¦ дел о НТП, качественного ¦
¦ производства по делам в ¦
¦ установленные законом сроки. ¦
¦ Оперативной таможне осуществить ¦
¦ контроль по исполнению и ¦
¦ организации взаимодействия с ¦
¦ таможнями региона, а также по ¦
¦ соблюдению технологических схем ¦
¦ взаимодействия. ¦
¦ ¦
¦9. Обеспечить строгий контроль Захаров В.Н. постоянно¦
¦ за своевременным исполнением начальники ¦
¦ документов в таможенных органах. таможен ¦
¦ ¦
¦10. Провести индивидуальные собесе- Захаров В.Н. март-ап- ¦
¦ дования с сотрудниками, имеющими рель ¦
¦ дисциплинарные взыскания. ¦
¦ ¦
¦ Осуществить плановую ротацию начальники ¦
¦ кадров в соответствии с таможен ¦
¦ действующим законодательством. ¦
¦ ¦
¦11. Ввести в практику проведение Начальники постоянно¦
¦ еженедельных оперативных таможен ¦
¦ совещаний начальников и ¦
¦ заместителей начальников таможен ¦
¦ с руководителями курируемых ¦
¦ подразделений. ¦
+------------------------------------------------------------------+
Текст документа сверен по:
официальная рассылка