- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Вопрос:
Фирма намерена заключить контракт трудового подряда с иностранным гражданином (гражданин Азербайджана) на выполнение трудовых обязанностей.
Данный гражданин не будет въезжать на территорию Российской Федерации на весь срок действия трудового контракта, свои функции и обязанности по поручению фирмы он будет осуществлять на территории других республик и государств.
Имеем ли мы право ежемесячно начислять зарплату работнику?
В каком размере производятся отчисления на оплату подоходного налога и налога на нужды образовательных учреждений и какими законодательными актами следует руководствоваться в данном случае?
Следует ли производить выплаты во внебюджетные фонды?
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 12 ноября 1999 года N 04-04-06
О начислении зарплаты гражданам ближнего зарубежья,
работающим в Российской Федерации
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно ст.15 Кодекса законов о труде Российской Федерации трудовой договор (контракт) определен как соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Если гражданин Азербайджана будет выполнять работу на основании заключенного трудового контракта, начисление заработной платы этому гражданину будет производиться в том же порядке, как и другим работникам предприятия.
Однако следует иметь в виду, что заключение трудового договора с иностранным гражданином должно производиться в соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2146.
Исчисление и уплата подоходного налога производится в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями).
Порядок налогообложения доходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской Федерации, подробно изложен в разд.VI Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", согласно которому подоходный налог с доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (разд.II Инструкции), а также доходов, получаемых наряду с основным местом работы (разд.III Инструкции), удерживается в порядке, предусмотренном соответствующими разделами (II, III). С других доходов из источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской Федерации, налог удерживается у источника выплаты по ставке 20 процентов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР и решениями, принимаемыми на основе принципа взаимности. О выплаченных доходах и суммах удержанного налога предприятия должны сообщать налоговым органам по месту своего нахождения.
В соответствии с Федеральным законом от 04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" плательщиками страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фронды - Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФССР), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗР) и фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС) являются работодатели (юридические лица и неюридические лица) по выплатам в пользу своих работников - иностранных граждан и иностранные граждане, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и имеющие право на государственное пенсионное, социальное, медицинское обеспечение или обеспечение в случае безработицы.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и Письмом ПФР от 01.12.97 N ЕВ-16-28/8548 "Об уплате страховых взносов в ПФР за иностранных граждан" основным условием для начисления страховых взносов в ПФР на доход, выплачиваемый иностранному физическому лицу, является проживание этого иностранного физического лица на территории России.
Аналогично уплате взносов в ПФР происходит уплата взносов и в фонды обязательного медицинского страхования иностранными гражданами. На основании Письма ФФОМС России от 11.07.95 N 3-1146 "О правовом статусе иностранных граждан в области обязательного медицинского страхования" условием уплаты взносов на ОМС является документальное подтверждение постоянного проживания иностранного гражданина в России.
В связи с вышеизложенным считаем, что если иностранный гражданин не имеет статуса постоянно проживающего на территории России, как упоминается в письме, то как сам иностранный гражданин, так и его работодатель - фирма не будут являться плательщиками страховых взносов в ПФР и ФФОМС.
Относительно уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 04.01.99 N 1-ФЗ страховые взносы в ФССР уплачиваются работодателями, осуществляющими прием на работу по трудовому договору.
По вопросу уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости РФ работодателем за иностранного работника сообщаем, что в соответствии с упомянутым Федеральным законом от 04.01.99 N 1-ФЗ работодатели должны уплачивать страховые взносы в ГФРЗ с выплат, начисленных в пользу работника, в том числе иностранного физического лица.
Что касается вопроса уплаты сбора на нужды образовательных учреждений, согласно п.2 ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ставки сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц, не могут превышать размера одного процента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что данный сбор входит в систему региональных налогов и сборов, конкретный порядок его исчисления и уплаты устанавливается с соблюдением норм, предусмотренных пп."г" п.1 и п.2 ст.20 вышеназванного Закона, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заместитель руководителя Департамента
налоговой политики
А.И.Косолапов
Текст документа сверен по:
"Бухгалтерский учет и налоговое планирование"
N 3, 2000 год