- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
О налоге с выручки от реализации лесопродукции
Вопрос:
Я работаю главным бухгалтером в лесном хозяйстве. На основании письма Госналогслужбы России мы не начисляли налоги с выручки, полученной от рубок промежуточного пользования. В январе 2000 года налоговая инспекция провела проверку нашего предприятия и начислила штраф за неуплату налогов.
В акте налоговый инспектор указал, что ни Законом о налоге на прибыль, ни Законом об НДС, ни другими законами льготы для выручки от рубок промежуточного пользования не установлены. Права ли налоговая инспекция?
Ответ:
Правовые основы использования лесов установлены Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие Федеральным законом от 29 января 1997 года N 22-Ф3. Использование и воспроизводство лесов обеспечивают федеральные органы управления лесным хозяйством, которые для этого создают лесхозы.
Свою деятельность лесхозы организуют в соответствии с Общими положениями о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства, утвержденными приказом Рослесхоза от 10 сентября 1993 года N 238 (далее - Положения).
В соответствии с п.2 Положений лесхозы осуществляют следующие функции: учет лесного фонда, отвод лесосек, проведение рубок промежуточного пользования, другие функции, определенные пунктом 2.2 Положений.
Согласно письму Федеральной службы лесного хозяйства России от 16 марта 1998 года N МК-1-17-7/51 "Об организационно-правовой форме организаций лесного хозяйства" лесхозы по организационно-правовой форме являются федеральными государственными учреждениями. По статусу же лесхоз - это территориальный орган Федеральной службы лесного хозяйства России, то есть некоммерческое предприятие. Лесхозы находятся на сметно-бюджетном финансировании.
Порядок финансирования лесных хозяйств из бюджетов различных уровней регламентируется статьей 108 Лесного кодекса РФ. Средства от платных услуг лесхозов считаются внебюджетными средствами. Режим использования этих средств определен Инструкцией о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства, утвержденной Минфином СССР, Гослесхозом СССР и Госбанком СССР от 14 июля 1987 года N 159/183/116-87. В соответствии с этой Инструкцией собственные средства лесхозов наряду с бюджетными ассигнованиями являются источниками финансирования расходов по ведению лесного хозяйства.
Согласно письму Рослесхоза от 19 января 1995 года N ПБ-1-17-7/14 "О платных услугах лесного хозяйства" средства, поступившие от реализации лесопродукции, и выручка за оказываемые услуги, направленные на покрытие затрат лесного хозяйства, налогообложению не подлежат. Это письмо согласовано с Минфином России (письмо от 6 января 1995 года N 9-5-2/1) и Госналогслужбой России (письмо от 28 декабря 1994 года N 02-3-05).
Разумеется, освобождение от налогов должно производиться на основании закона, а не писем Госналогслужбы России. Тем не менее, на наш взгляд, налогоплательщики при осуществлении хозяйственной деятельности могут руководствоваться положениями этого письма.
С 1 января 1999 года вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ. Согласно п.1 ст.21 НК РФ, налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов. В случае установления противоречия между разъяснением, полученным от налогового органа, и реальным значением тех или иных правовых норм ответственность за такое расхождение перекладывается с налогоплательщика на налоговый орган (п.1 ст.111 НК РФ).
Если же выручка от реализации лесопродукции и оказания услуг была направлена лесхозом на цели, не связанные с выполняемыми им функциями, налогообложение этих средств производится в общеустановленном порядке.
Специалисты аудиторской фирмы
«ICPA Corp»,
г.Санкт-Петербург
5 июня 2000 года N А614