почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
28
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    
РЕШЕНИЕ

    
от 3 августа 1999 года  N ГКПИ98-630

    
    
[Об оставлении без удовлетворения заявления ОАО "Фосфорит" о признании незаконной Инструкции "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", утвержденной Центральным банком РФ и Государственным таможенным комитетом РФ 12 октября 1993 года (в редакции письма ЦБ РФ и ГТК РФ от 13 июля 1998 года)]

____________________________________________________________________

    Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 1999 года N КАС 99-253 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба открытого акционерного общества "Фосфорит" - без удовлетворения.

____________________________________________________________________
   

    
    Верховный Суд РФ в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д., при секретаре Шведове Ю.А., с участием прокурора Федотовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества "Фосфорит" о признании незаконной Инструкции "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", утвержденной Центральным банком РФ и Государственным таможенным комитетом РФ 12 октября 1993 года (в редакции письма ЦБ РФ N 286-У и ГТК РФ N 01-23/14616 от 13 июля 1998 года),
 

установил:

    
    Заявитель обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием.
    
    В ходе судебного разбирательства предъявленное требование уточнил и просил признать недействительными только пункты 6.10, 6.11 в части слов "суммы обоснованно не поступившей валютной выручки от экспорта товаров, письменно подтвержденные Банком России, МВЭС России или ТПП России, после проверки полномочий лиц, подписавших подтверждения, заносятся в соответствующую графу УК", 6.14 и 6.15 этой Инструкции по мотивам противоречия их требованиям ст.5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также статьям 48, 50 и 56 Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров".
    
    В судебном заседании представитель заявителя Гущев И.В. предъявленное требование в уточненном виде поддержал и, кроме того, просил признать незаконной Инструкцию в целом, поскольку она не прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не была опубликована в установленном порядке для всеобщего сведения.
    
    Представители Центрального банка РФ Тимирбаева С.М., Ларина Е.Л. и Голуб Е.В., Таможенного комитета РФ Баландина Г.В, и Козлов А.В. с требованием заявителя не согласились и пояснили, что оспариваемые им пункты Инструкции действующему законодательству не противоречат.
    
    Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.


    В соответствии со ст.ст.11 и 12 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ в соответствии с законами Российской Федерации.
    
    Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
    
    Как установлено судом, Центральным банком РФ совместно с Государственным Таможенным комитетом РФ в исполнение Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", Указов Президента РФ и постановления Правительства РФ по этому вопросу и в целях обеспечения полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию 12 октября 1993 года была принята указанная выше Инструкция.
    
    Анализ положений, содержащихся в оспариваемых заявителем пунктах Инструкции, свидетельствует о том, что все они касаются вопросов банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров и устанавливают порядок ее учета и отчетности соответствующими банками.
    
    Положения этих пунктов Инструкции, по утверждению представителей Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ не противоречат требованиям Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и прав заявителя не нарушают. Данная Инструкция на время ее принятия Центральным банком РФ и ГТК РФ не требовала государственной регистрации, в связи с чем Министерством юстиции РФ в ее регистрации по этим основаниям было отказано.
    
    Эти утверждения указанных представителей материалами дела не опровергнуты.
    
    Не представлено каких-либо данных в их опровержение и представителем заявителя.
    
    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что положения оспариваемых пунктов Инструкции не противоречат действующему законодательству и прав заявителя не нарушают.
    
    Инструкция принята с соблюдением требований закона и в пределах компетенции издавших ее органов, а поэтому каких-либо предусмотренных законом оснований для признания ее недействительной (незаконной) не имеется.
    

    Довод представителя заявителя о том, что оспариваемые пункты 6.10, 6.11, 6.14 и 6.15 Инструкции в указанной части противоречат ст.5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также ст.48, 50 и 56 Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" не может быть принят во внимание, поскольку он основан лишь на субъективных выводах самого заявителя и никакими объективными данными не подтвержден.
    
    Ссылку представителя заявителя при этом на то, что ст.5 названного выше Закона не содержит в отличие от указанных пунктов Инструкции требования о необходимости поступления всей валютной выручки на соответствующий счет экспортера в уполномоченном банке, нельзя признать обоснованной, поскольку из смысла приведенной нормы Закона следует, что именно вся иностранная валюта, а не какая-либо ее часть, получаемая предприятиями-экспортерами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках.
    
    Не может суд согласиться и с утверждением представителя заявителя о том, что оспариваемые пункты Инструкции не соответствуют упомянутым выше нормам Конвенции ООН, так как данные нормы Конвенции регулируют правоотношения, вытекающие из договоров международной купли-продажи товаров между продавцом и покупателем и какого-либо отношения в данном случае к вопросу о валютном контроле, о чем идет речь в Инструкции, не имеют.
    
    Что касается довода представителя заявителя о том, что оспариваемая Инструкция не может быть признана законной, поскольку не прошла государственную регистрацию и не была опубликована в установленном порядке, то его также нельзя признать обоснованным.
    
    В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года N 394-1 "О Центральном банке РСФСР", действовавшего на время издания указанной выше Инструкции, Центральный банк России являлся главным банком РСФСР, находился в ее собственности и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. Из этого следует, что Центральный банк РСФСР имел особый статус и не относился к министерствам и ведомствам, нормативные акты которых подлежали государственной регистрации.
    
    Данным Законом порядок издания нормативных актов Центральным банком РСФСР не был определен.
    

    Не предусматривалось требование об обязательной государственной регистрации нормативных актов Центрального банка РСФСР и его Уставом.
    
    Из имеющегося в деле письма Министерства юстиции РФ от 2 августа 1999 года также усматривается, что согласно разъяснениям Министерства юстиции РФ от 31 мая 1993 года акты органов, подотчетных только Верховному Совету РСФСР или находящихся в непосредственном ведении Президента РФ (Госкомстат РФ, Центральный банк РФ, ФАПСИ и др.), не подлежали направлению на Государственную регистрацию.
    
    Не подлежали государственной регистрации и нормативные акты, принятые Центральным банком РСФСР совместно с другими ведомствами.
    
    С учетом этих разъяснений и положений закона Министерством юстиции РФ по этим основаниям было отказано в государственной регистрации оспариваемой Инструкции.
    
    При таких данных суд не находит оснований полагать, что данная Инструкция на момент ее издания подлежала государственной регистрации.
    
    Не подлежала такой регистрации названная Инструкция и в связи с изменениями ее редакции от 13 июля 1998 года, поскольку согласно ст.6 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" в редакции от 12 апреля 1995 года государственной регистрации подлежат нормативные акты Банка России, только непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан.
    
    Положения же оспариваемой Инструкции адресованы лишь соответствующим банкам и таможенным органам и непосредственно прав, свобод или обязанностей граждан, а также заявителя не затрагивают.
    
    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239_7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
    

решил:

    
    Заявление открытого акционерного общества "Фосфорит" о признании незаконной Инструкции "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", утвержденной Центральным банком РФ и Государственным таможенным комитетом РФ 12 октября 1993 года (в редакции письма ЦБ РФ и ГТК РФ от 13 июля 1998 года), оставить без удовлетворения.
    
    Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
    
    

Председательствующий
 судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.Редченко



Текст сверен по:
официальная рассылка

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование