почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
28
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 5 апреля 2001 года Дело N ВКПИ01-14


[В удовлетворении требований о признании незаконными и недействующими части первой пункта 1, пункта 2, абзацев третьего и четвертого пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба" отказано]



    Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда РФ генерал-лейтенанта юстиции Яськина В.А. при секретаре старшем лейтенанте юстиции Безнасюке А.С., с участием заявителя подполковника юстиции Юшкова С.В., представителей Правительства РФ полковника Романова О.А. и майора юстиции Морозова С.В., а также военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Тумбасова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юшкова С.В. о признании незаконным постановления Правительства РФ от 19 декабря 1997 года N 1598
    

установила:

    
    19 декабря 1997 года в соответствии со ст.19 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию" (далее Закон N 114-Ф3) Правительство РФ издало постановление N 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба" (далее Постановление N 1598).
    
    Частью 1 пункта 1 этого Постановления установлено, что разрешение на выезд из Российской Федерации военнослужащим дается Министром обороны РФ и руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, или уполномоченными ими лицами.
    
    Согласно пункту 2 Постановления N 1598 документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, по которым военнослужащий осуществляет выезд из Российской Федерации (паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка), оформляются на основании справки, выдаваемый воинскими частями и учреждениями.
    
    Абзацами 3 и 4 пункта 3 Постановления N 1598 предписано Министру обороны РФ и федеральным органам исполнительной власти определить перечни воинских частей, организаций и учреждений, наделенных полномочиями выдавать справки и установить порядок получения документов, по которым военнослужащий осуществляет выезд за границу, а также порядок сдачи и последующего хранения этих документов, выдаваемых военнослужащим, осведомленным в сведениях, составляющих государственную тайну.
    
    С.В.Юшков просит признать Постановление N 1598 в этой части незаконным и не действующим с момента принятия, утверждая, что оно ограничивает его конституционные права на свободный выезд за границу и обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях, проживающих в Литовской Республике.
    

    По его мнению, часть первая пункта 1 Постановления N 1598 противоречит ст.ст.2 и 15 Закона РФ N 114-Ф3, поскольку согласно ст.2 гражданин РФ не может быть ограничен в праве выезда из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном этим законом, а статья 15 предусматривает исчерпывающий перечень ограничений, в числе которых возможность временного запрета на выезд за границу лишь в отношении граждан, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне. Поэтому предоставление частью 1 Постановления N 1598 Министру обороны РФ и уполномоченным им лицам права не разрешать выезд из Российской Федерации военнослужащим, допущенным к сведениям со степенью секретности не выше "секретно", является незаконным.
    
    Юшков С.В. также считает, что пункт 2 и абзац 3 пункта 3 Постановления N 1598 противоречит ст.9 Закона N 114, которая не предусматривает представления какой - либо справки, а абзац 4 пункта 3 - статьям 6,8,9 и 18 Закона N 114-ФЗ, которыми установлен порядок оформления, выдачи, передачи на хранение и изъятия документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за границей.
    
    Заслушав объяснения заявителя Юшкова С.В., поддержавшего свое заявление, представителей Правительства РФ Романова О.А. и Морозова С.В., возразивших против удовлетворения заявления, и заключение военного прокурора Тумбасова А.А., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, Военная коллегия находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
    
    Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    
    Применительно к закрепленному в ч.2 статьи 27 Конституции РФ праву на свободный выезд за границу такое ограничение установлено не только ст.15, но и статьей 19 Закона N 114-Ф3.
    
    Как указано в статье 19 Закона N 114-ФЗ, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    

    Таким образом, в самом Законе N 114-ФЗ для военнослужащих в отличие от других граждан установлено, что без разрешения командования они не вправе выехать из Российской Федерации.

  

 При этом законодатель не связывает возможность отказа в разрешении на выезд за границу лишь с обстоятельствами, указанными в статье 15 закона N 114-ФЗ.
    
    Согласно статье 6 Закона РФ "О статусе военнослужащих", право на свободу передвижения военнослужащими реализуется с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы.


   В соответствии со статьей 6 Закона РФ "О статусе военнослужащих" и статьей 243 Устава внутренней службы для выезда военнослужащих даже за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, необходимо разрешение командования.

    

    Как указано в статье 19 Закона N 114-ФЗ, порядок оформления разрешения на выезд военнослужащего из Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.
    
    Действуя в пределах предоставленных законодателем полномочий, Правительство и издало рассматриваемое Постановление N 1598.
    
    Содержащиеся в оспариваемых пункте 2 и абзаце 3 пункта 3 указание о необходимости представления справки и поручение Министру обороны РФ и федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определить перечни воинских частей, наделенных полномочиями выдавать эти справки, относятся к вопросам порядка оформления разрешения на выезд, а следовательно, разрешены Правительством РФ в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 19 Закона N 114-ФЗ.
    
    Не противоречит законодательству РФ и оспариваемый абзац 4 пункта 3 Постановления N 1598, поскольку не содержит каких-либо указаний о том, что порядок получения, сдачи и хранения документов, по которым военнослужащий осуществляет выезд из Российской Федерации, должен отличаться от порядка, установленного Законом N 114-ФЗ. Кроме того, этот абзац требует установить порядок сдачи и хранения упомянутых документов лишь военнослужащих, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну.
    
    Это требование согласуется со статьей 18 Закона N 114-ФЗ, согласно которой в случае ограничения выезда гражданина РФ в связи с допуском к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну, его паспорт подлежит передаче на хранение до истечения срока временного ограничения.
    
    Изложенное свидетельствует, что Постановление N 1598 соответствует действующему законодательству, регламентирующему выезд военнослужащих за границу, а следовательно, не ограничивает право заявителя и других военнослужащих на выезд из Российской Федерации и обязанность Юшкова С. В. заботиться о нетрудоспособных родителях.
    
    Руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
    

решила:

    

    Отказать Юшкову Сергею Васильевичу в удовлетворении требований о признании незаконными и недействующими части первой пункта 1, пункта 2, абзацев третьего и четвертого пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба".
    
    Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его вынесения.

    
    

Судья Верховного Суда Российской Федерации
генерал-лейтенант юстиции
В.А.Яськин

    

Текст документа сверен по:
рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование