- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Порядок отражения в учете торгового предприятия полученных маркетинговых услуг
Вопрос:
Просим разъяснить порядок отражения в учете торгового предприятия полученных маркетинговых услуг по исследованию рынка металлопродукции, сбору информации о контрагентах, поиску возможных партнеров.
Ответ:
Как видно из вопроса, предприятию оказаны следующие услуги:
- исследование рынка металлопродукции;
- сбор информации о контрагентах;
- поиск возможных партнеров.
В ряде случаев к статье расходов торгового предприятия “иные коммерческие расходы” относятся затраты предприятий по оплате так называемых маркетинговых услуг. Однако необходимо учитывать, что данная статья расходов отсутствует в перечне включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, связанных со сбытом продукции. Поэтому отнесение данных расходов на себестоимость в качестве самостоятельной калькуляционной статьи не обосновано.
Кроме того, сложность определения источника маркетинговых расходов обусловлена сложностью толкования понятия маркетинговых услуг. При решении вопроса об отнесении расходов, связанных с оплатой маркетинговых услуг, в каждом конкретном случае следует исходить из экономического содержания услуги, а также из договорных условий с подрядчиком. Многое также будет зависеть и от определения временной взаимосвязи оказанной услуги с продвижением продукции на рынке сбыта от производителя к потребителю.
Маркетинговые услуги могут быть включены в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) лишь в части, предусмотренной Положением о составе затрат, например, как расходы на рекламу, оплата транспортных и складских услуг и др., т.е. как расходы, непосредственно связанные с реализацией продукции.
Представляется, что неправомерно относить на себестоимость оплату за маркетинговые услуги, если на предприятии существует собственный отдел сбыта готовой продукции и происходит дублирование его функций. Основными задачами такого отдела являются реализация продукции, исследование рынка и продвижение по рынку конкретной продукции.
В качестве первичных документов выступают:
1. Договор на оказание маркетинговых услуг;
2. Акт сдачи-приемки услуг;
3. Отчет о проделанной работе.
При отсутствии первичных документов существует риск непризнания налоговой инспекцией вышеуказанных услуг как затрат, относимых на себестоимость. При необоснованном отнесении затрат на себестоимость занижается налогооблагаемая база по налогу на прибыль.
Как показывает арбитражная практика, маркетинговые договоры чаще всего создают проблемы в области налогообложения. Маркетинговые услуги могут быть включены в состав затрат по производству и реализации продукции лишь в части, предусмотренной Положением о составе затрат как расходы, непосредственно связанные с реализацией продукции. В частности, как указано в Письме Минфина РФ от 3 апреля 1997 года N 04-02-14, услуги, оказываемые организациями-дилерами и заключающиеся в поиске абонентов, заключении договоров и др., учитывая специфику деятельности ООО, могут быть отнесены к расходам, связанным со сбытом услуг. С другой стороны, расходы по маркетинговым услугам, связанным с изучением и прогнозированием будущего спроса и предложения, оценкой новых рынков сбыта, осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
С учетом вышеизложенного рекомендуем тщательней подходить к заключению подобных договоров.
Специалисты аудиторской фирмы
ООО «Северо-Западный аудиторский центр»,
г.Санкт-Петербург
21 мая 2001 года N А939