почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
22
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Начисление НДС при реализации продукции, произведенной из молока, закупленного
у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)

 
 Вопрос:

    
    Наша организация является перерабатывающей. Основной вид деятельности ее построен на том, что мы приобретаем молоко у населения и сельхозпроизводителей, производим из него продукцию и осуществляем ее дальнейшую реализацию. При начислении НДС при реализации продукции, произведенной из молока, закупленного у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), налоговую базу мы определяем как разницу между ценой реализации и ценой приобретения указанной продукции, основываясь на п. 4 ст. 154 ч. II НК РФ.
    
    Однако на основании того же п. 4 ст. 154 ч. II НК РФ налоговая инспекция нашего района признала наши действия неправомерными и приняла в отношении нас штрафные санкции. Свои действия налоговая инспекция объясняет тем, что в соответствии с вышеуказанной статьей, где указано "при реализации с/х продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц", если бы мы приобретали молоко и, сделав на него торговую наценку, реализовывали бы его, то действия этой статьи распространялись и на нас. А так как мы занимаемся переработкой молока, то НДС должны платить со всего оборота, что по нашему мнению, делает совершенно нерентабельным любое производство, построенное на закупке молока у физических лиц. Какова судебно-арбитражная практика, связанная с применением п. 4 ст. 154 части II Налогового кодекса РФ?


 Ответ:


    Из информации, переданной нам, следует, что Ваше предприятие осуществляет промышленную переработку молока, приобретаемого у физических лиц, которые не являются   налогоплательщиками НДС. При этом с 1 января 2001 года базу для налогообложения  НДС Вы рассчитываете согласно   пункту 4 статьи 154 НК РФ как разницу  между ценой реализации (в соответствии со статьей 40 НК РФ) с учетом НДС, но без налога с продаж  и ценой  приобретения указанной продукции. Налоговая инспекция посчитала Ваши действия неправомерными и применила штрафные санкции. По мнению налогового органа, неправомерность Ваших действий состоит в том, что налогооблагаемая база  для Вашего предприятия  определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ и равна полной стоимости реализуемой продукции без включения НДС и налога с продаж.
    
    По нашему мнению, разные подходы к определению налогооблагаемой базы в данном случае возникли из-за неточности, которая содержится в пункте 4 статьи 154 НК.
    
    Рассмотрим историю НДС в части закупок сельскохозяйственной продукции у физических лиц.
    
    С момента введения в действие Закона N 36-ФЗ от 2 января 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Закон "О налоге на добавленную стоимость" и до 01 января 2001 года абзац третий пункта 3 статьи 4 Закона "О НДС" содержал предложение следующего содержания: "У заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без налога на добавленную стоимость."
         
    Ваша предприятие  подпадало под указанную  льготу, т.к она удовлетворяла нескольким   условиям:


    - Относилось к "другим предприятиям" (см. по тексту пункта 3 статьи 4);


    - Закупало молоко у физических лиц для переработки;


    - Продавало результаты  переработки.
    
    Отметим, что в тот период представители МНС РФ и Департамента налоговых реформ при Минфине РФ, а именно они являются основными разработчиками законодательства о налогах и сборах (в т.ч.  второй части НК РФ), "сожалели" о том, что такая льгота предоставлена "другим предприятиям",  осуществляющим  реализацию результатов переработки сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.  Представители Департамента налоговых реформ и МНС  стремились не включить в главу N 21 "НДС" НК РФ указанную  льготу для таких предприятий.
    
   С 01.01.2001 действует вторая часть НК РФ. В старой редакции главы 21 "НДС" (до издания Закона N 166-ФЗ  от  29.12.2000 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ")  пункт 4 статьи 154  НК РФ был сформулирован следующим образом:

    "4. При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), и продуктов ее переработки по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (кроме подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом налога и без включения в нее налога с продаж, и ценой приобретения указанной продукции."
    
    И в этом случае Ваше предприятие имело право определять налогооблагаемую базу по НДС как разницу между ценой реализации и ценой приобретения, т.к. предприятие осуществляет реализацию продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.
    
    Однако Департамент налоговых реформ и МНС  "вспомнили" о своем желании в 2000 году и Законом 166-ФЗ от 29 декабря 2000 года внесли изменения в главу   21, в т.ч. и в пункт 4 статьи 154, которую сформулировали так:

    "4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом налога и без включения в нее налога с продаж и ценой приобретения указанной продукции. (п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)".
    
    Своими изменениями разработчики хотели сказать, что право на определение  налогооблагаемой базы по НДС как разницы между ценой реализации и ценой приобретения дано тем  налогоплательщикам, кто реализует сельскохозяйственную продукцию и продукты переработки, закупленные  у физических  лиц-не налогоплательщиков. И это право отсутствует у налогоплательщиков,  которые покупают сельскохозяйственную продукцию, перерабатывают ее, а потом реализуют.
         

    Однако в тексте измененного пункта 4 статьи  154 содержится неточность, которая существенным образом меняет смысл того, что разработчики хотели сказать.
     
    Фраза "…закупленной у физических лиц…" может относиться только к слову "продукции", но никак ни к слову "продуктов ее переработки" и тем более к фразе "При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки…". Для того, чтобы фраза "…закупленной у физических лиц…" подходила к фразе "При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки…", слово "закупленной" должно иметь множественное значение-"закупленные".
    
    Если Вы  обратитесь  в арбитражный суд, то Вам необходимо  будет в первую очередь доказывать, что  Вы правильно понимали суть пункта 4 статьи 154.
    
    Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ (первой части): "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)".
      
    К сожалению, в настоящее время нам не известны арбитражные дела на эту тему.
    

Специалисты аудиторской фирмы
«ICPA Corp»,
г.Санкт-Петербург

    


5 июля 2001 года N А1010

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование