почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
26
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


О создании юридического лица в Эстонии физическим лицом - резидентом РФ

 

 Вопрос:

    
    Что необходимо для создания юридического лица в Эстонии физическому лицу - резиденту Российской Федерации, если оплату уставного капитала предполагается оплатить в долларах США?
    
   

 Ответ:

    
    В соответствии с пп."а" п.10 статьи 1 Закона РФ от 9 октября 1992 года N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" вложение иностранной валюты в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения права на участие в управлении предприятием (т.е. прямые инвестиции) отнесены к валютным операциям, связанным с движением капитала. Согласно пункту 2 статьи 6 указанного Закона валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ.
    
    В соответствии с пунктом 4 Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций", утвержденного приказом Центрального банка РФ от 24 апреля 1996 года N 02-94 не запрещенные Банком России валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом отдельном случае, если иное не установлено Банком России. Поскольку в настоящее время Банком России не установлено каких-либо специальных правил, регулирующих порядок получения разрешений физическими лицами, осуществляющими прямые инвестиции в зарубежные организации, следует исходить из того, что в данном случае для совершения валютной операции требуется получение разрешения, которое выдается Центральным банком РФ.
    
    Рассмотрение вопросов о возможности выдачи разрешений Банка России в соответствии с п.5 Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" относится к компетенции Департамента валютного контроля Банка России. К сожалению, в настоящее время сохраняется неопределенность в данном вопросе в том смысле, что исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить резидентам в Департамент валютного контроля Банка России с целью рассмотрения вопроса о возможности получения вышеупомянутых разрешений, нормативно не установлен. В связи с этим необходимо исходить из комплекта документов, предусмотренного для получения разрешения письмом Банка России от 6 октября 1995 года N 12-524. Указанное письмо в большей степени устанавливает перечень документов, необходимых для получения разрешений юридическими лицами. Поэтому из установленного перечня документов физические лица представляют те документы, которые соответствуют их статусу физических лиц. Кроме того, при определении перечня документов следует иметь в виду также Протокол заседания совета директоров Банка России  от 26 ноября 1993 года N 47 "О порядке выдачи лицензий на перевод капитала из Российской Федерации", которым предусмотрено, что Департамент валютного контроля при принятии решения о предоставлении разрешения на вывоз капитала из Российской Федерации должен располагать:
    
    а) заключением компетентных министерств, ведомств, других органов государственного управления об экономической целесообразности предполагаемого заявителем вывоза капитала и обоснованности технико-экономических расчетов по проекту;
    

    б) заключением налоговых органов об отсутствии у организации (физического лица) - заявителя задолженности перед бюджетом и о нарушении ими налогового законодательства, если такие имелись;
    
    в) документами, подтверждающими наличие у заявителя реальных финансовых средств, предполагаемых к переводу за пределы Российской Федерации, находящихся в распоряжении заявителя с учетом финансовых обязательств заявителя;
    
    г) документами, подтверждающими происхождение указанных средств. Департамент валютного контроля при рассмотрении заявки на перевод капитала из Российской Федерации имеет также право запрашивать и другие документы, подтверждающие финансовое состояние заявителя, соответствие его деятельности уставным документам, характеру предполагаемых инвестиций, законодательству Российской Федерации и страны, куда направляются инвестиции.
    
    С учетом всего вышесказанного физическое лицо в данном случае для получения разрешения на вывоз капитала должно представить следующие документы:
    
    1. Письмо - заявление в Департамент валютного контроля Банка России (заявление составляется в произвольной форме);
    
    2. Нотариально заверенная копия паспорта физического лица либо иного документа, удостоверяющего личность;
    
    3. Нотариально заверенная копия свидетельства о постановке физического лица на налоговый учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;
    
    4. Справка из налогового органа по месту учета об отсутствии задолженности резидента по платежам в бюджет и об отсутствии нарушений налогового законодательства;
    
    5. Справка из уполномоченного банка Российской Федерации (банка, в котором открыт валютный счет физического лица, с которого предполагается перевод) об имевших место нарушениях валютного законодательства (об их отсутствии), а также о достаточности средств на счете для осуществления перевода;
    
    6. Документы, подтверждающие происхождение (приобретение) иностранной валюты физическим лицом (справки по форме 0406007 о покупке иностранной валюты в уполномоченном банке с приложением соответствующих приходных (расходных) кассовых (валютных) ордеров. Указанная справка действительна в течение двух лет и не подлежит передаче другим физическим лицам). Отметим, что физические лица - резиденты вправе без ограничений приобретать наличную иностранную валюту в обменных пунктах в порядке, предусмотренном инструкцией Банка России от 27 февраля 1995 года N 27. Приобретенную иностранную валюту физические лица - резиденты вправе зачислять на открываемые ими в уполномоченных банках валютные счета;
    
    7. Технико-экономическое обоснование создания зарубежного предприятия, осуществления совместного проекта, участия в нем;
    

    8. Заключение Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о согласовании с ним создания (участия в создании) зарубежного предприятия;
    
    9. Копия выписки из соответствующего реестра иностранного государства о регистрации зарубежного предприятия (если соответствующее предприятие уже создано);
    
    10. Нотариально заверенные копии учредительных документов зарубежного предприятия.
    
    При решении вопроса о предоставлении разрешения на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, Банком России могут запрашиваться иные документы и информация, имеющие характер уточнения (разъяснения).
    
    Общие правила выдачи разрешений в настоящее время установлены статьей 6_1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции Федерального закона РФ от 31 мая 2001 года N 72-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Согласно указанной статье рассмотрение вопроса о выдаче резиденту разрешения, требуемого в соответствии с валютным законодательством, осуществляется в двухмесячный срок с даты подачи заявления о выдаче указанного разрешения. В случае непредставления резидентом полного комплекта документов, требуемого в соответствии с установленным порядком, орган валютного контроля в течение одного месяца с даты подачи резидентом заявления о выдаче разрешения обязан запросить у него недостающие документы, которые должны быть представлены резидентом не позднее 10 дней с даты получения запроса. В любом случае разрешение (либо мотивированный отказ) должно быть выдано в срок, не превышающий два месяца с даты подачи соответствующего заявления.
    
    Полученное разрешение является основанием для исполнения поручения физического лица уполномоченным банком о перечислении соответствующей суммы в иностранной валюте за пределы Российской Федерации.
    
    Для целей перевода иностранной валюты за пределы РФ резидентам открываются текущие валютные счета, при этом между банком и соответствующим физическим лицом заключается договор банковского счета в иностранной валюте. В настоящее время не существует нормативного акта, который определял бы порядок открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте. Следовательно, в порядке аналогии подлежит применению Инструкция Госбанка СССР от 30 октября 1986 года N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР".
    
    Помимо перевода резидентами иностранной валюты за пределы РФ с текущих валютных счетов резидентов - физических лиц, возможен перевод физическими лицами и без открытия текущего валютного счета. Порядок осуществления таких переводов установлен Банком России 27 августа 1997 года N 508. Однако данный порядок не распространяется на переводы, осуществляемые в целях осуществления инвестиционной деятельности (внесение вкладов в уставный капитал организации является прямой инвестицией).
    

    Действующее законодательство допускает в ограниченных случаях также возможность перевода иностранной валюты без получения соответствующего разрешения. Это касается пункта 6 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", в соответствии с которым физические лица - резиденты имеют право переводить из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию этим физическим лицом валютные ценности (иностранную валюту) в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию. Таким образом, если физическое лицо ранее перевело, ввезло или переслало в Российскую Федерацию соответствующую иностранную валюту и может подтвердить этот факт соответствующими документами (таможенная декларация - при ввозе иностранной валюты в РФ; справка уполномоченного банка о предшествующем переводе соответствующей суммы резиденту из-за границы - при переводе иностранной валюты в РФ), получения разрешения Банка России на обратный перевод иностранной валюты (хотя бы и на иные цели) не требуется. В этом случае вместе с поручением уполномоченному банку на перевод иностранной валюты за пределы РФ банку представляются документы, подтверждающие соответственно ввоз, перевод или пересылку валюты в РФ.
    
    Отметим здесь, что в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.
    
    Иностранная валюта может быть вывезена из Российской Федерации, если вклад в уставный капитал организации планируется осуществить в наличной иностранной валюте. Однако при этом следует учитывать, что физические лица - резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем 10000 долларов США. Вывоз иностранной валюты в большем размере требует получения разрешения Центрального банка РФ, в том числе это касается и валюты, ранее ввезенной, пересланной или переведенной в Российскую Федерацию. С другой стороны, вывоз валюты в сумме, не превышающей 10000 долларов США, не требует получения каких-либо разрешений Банка России. Следовательно, возможным способом избежания необходимости получения разрешения Банка России в данном случае может быть создание организации за пределами РФ несколькими учредителями, каждый из которых осуществляет вывоз суммы, равной (либо меньшей) 10000 долларам США, и внесение ее в уставный капитал создаваемого юридического лица. В последующем доли участия в организации могут быть перепроданы одному из учредителей всеми остальными учредителями при соблюдении правил законодательства, действующего по месту нахождения юридического лица (в данном случае - законодательства Эстонии).
    
    Правила вывоза гражданами иностранной валюты установлены инструкцией Банка России от 27 февраля 1995 года N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками", а также положением Банка России и Государственного таможенного комитета РФ от 12 января 2000 года N 105-П, N 01-100/1 "О порядке вывоза физическими лицами из РФ наличной иностранной валюты". Указанными актами установлено, что справка формы N 0406007 служит подтверждением приобретения гражданином наличной иностранной валюты и одновременно является основанием для вывоза из РФ наличной валюты. Письмом Банка России от 20 марта 1995 года N 150 установлено, что в случае снятия физическим лицом наличной иностранной валюты со своего валютного счета в банке банк обязан потребовать предъявления ему документа, удостоверяющего личность физического лица, и выдать ему вместе с суммой наличной иностранной валюты экземпляр клиента ф. N 0406007. Документы, на основании которых физические лица (резиденты и нерезиденты) осуществляют вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты, подлежат сдаче таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление вывозимой наличной иностранной валюты.
    

    При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, не требуется представления таможенным органам, производящим таможенное оформление, документов, подтверждающих перевод или ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо покупку иностранной валюты в уполномоченном банке Российской Федерации.
    
    Вывозимые валютные ценности подлежат декларированию при пересечении таможенной границы Российской Федерации. Порядок декларирования - установлен приказом Государственного таможенного комитета РФ от 28 июля 1999 года N 480 "О декларировании наличной иностранной валюты физическими лицами".
    
    Обязательному декларированию в письменной форме подлежит наличная иностранная валюта в случаях ее вывоза физическими лицами из Российской Федерации в размере, превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларам США включительно.
    

    Возможно построение иной схемы инвестирования средств в эстонскую фирму, при которой получение разрешения Центрального банка РФ не потребуется.
    
    В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции Федерального закона РФ от 31 мая 2001 года N 72-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" без ограничений (т.е., в том числе, и без получения соответствующего разрешения Банка России) осуществляются переводы физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75000 долларов США, осуществляемые в течение года в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги.
    
    Исходя из указанной нормы, инвестирование средств в акции уже существующего эстонского акционерного общества на общую сумму, не превышающую 75000 долларов США в год, может иметь место без разрешения Банка России. Приобретя весь (либо контрольный) пакет акций соответствующего акционерного общества, физическое лицо получит и контроль за его деятельностью, в том числе возможность перепрофилирования деятельности общества в интересующую его сторону. В случае если в Эстонии имеются деловые партнеры, создание акционерного общества можно возложить на них; в последующем приобрести у них часть либо весь пакет акций (возможно, и по цене выше номинальной стоимости с целью компенсирования расходов партнера по созданию организации).
    
    Подчеркнем, что на сегодняшний день правоприменительная практика по абзацу 6 пункта 2 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день трудно предположить, распространится ли его действие на переводы валюты из Российской Федерации в целях приобретения акций акционерных обществ при их учреждении. Во всяком случае, подобное толкование не исключено. Однако, по нашему мнению, действие указанной нормы распространяется лишь на осуществление портфельных инвестиций (т.е. на вложения валютных ценностей в ценные бумаги). Приобретение же акций при учреждении акционерного общества следует рассматривать не как портфельную инвестицию, а как прямую инвестицию (т.е. вложения иностранной валюты в уставный капитал с целью получения дохода и права на участие в управлении организацией). При приобретении акций на вторичном рынке ценных бумаг вложение в уставный капитал организации места не имеет, следовательно, такую операцию следует рассматривать как портфельную инвестицию, на порядок осуществления которой полностью распространяется абзац 6 пункта 2 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".
    
    Переводы иностранной валюты из Российской Федерации физическим лицом - резидентом в целях приобретения им прав на ценные бумаги осуществляется через счет в уполномоченном банке (о порядке открытия данного счета в уполномоченном банке см. настоящее заключение выше).
    

    При переводе физическим лицом - резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был осуществлен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с момента осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица - резидента, приложив банковские выписки по указанному счету. Данное уведомление осуществляется в целях проведения налоговыми органами контроля за соответствием крупных расходов налогоплательщика - физического лица его доходам в соответствии со статьями 86_1 - 86_3 Налогового кодекса РФ.
    
    Выбор конкретной схемы инвестирования иностранной валюты в эстонское юридическое лицо во многом зависит от требований, предъявляемых законодательством Эстонии к порядку осуществления иностранных инвестиций в Эстонии, а также от особенностей законодательства Эстонии в области валютного регулирования и валютного контроля. Соответствующую информацию можно запросить у Эстонского консульства.
    
    

Смирнов А.Е.
главный специалист ЗАО "Юридический центр "Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64

    

14 сентября 2001 года N Ю912



  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование