почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
10
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Духовное завещание


 Вопрос:


    Моя мама - глубоко верующий человек. И на смертном одре она завещала мне все свое имущество, картины, а там были подлинники, а также квартиру и дачу. И завещание ее заверили печатью храма. А мой знакомый юрист разъяснил мне, что духовное завещание значения не имеет. Так ли это?
         
   

 Ответ:


    Сегодня, в период возрождения русской православной церкви, все более получают распространение "духовные завещания". Такое завещание пишет прихожанин, и оно заверяется духовным лицом. На нем ставится храмовая печать, и оно отдается на хранение в церковь.


    Обычно такие духовные завещания составляются в двух случаях: когда завещатель испытывает больше доверия духовному лицу, нежели нотариусу, либо когда завещатель уходит в мир иной, не написав завещания, и уже перед самой смертью желает оформить свою волю в завещании, заверенном духовным лицом. Не будем говорить о негативных сторонах этого явления, когда духовник путем психологического давления на своего прихожанина добивается от него завещания в свою пользу или, более того, когда духовное лицо самостоятельно пишет завещание и, подделав подпись, получает наследство. Хотя, вероятно, именно эти ассоциации возникают в сознании большинства. Мы не будем об этом говорить, потому что это - наиболее уродливые формы проявления "духовного завещания" и в принципе сегодня то же самое могут делать врачи, которые по ст.541 ГК 1964 года имеют право заверять завещания умирающего. Посмотрим на "духовное завещание" с другой стороны.
    
    Мужчина и женщина жили в свободном браке в течение 10 лет, регистрироваться не хотели. Все совместно нажитое имущество находилось в собственности мужа, а он завещания не писал, т.к. был довольно молод (40 лет). Однако внезапно он заболевает и умирает. Перед смертью он пишет в присутствии свидетелей завещание, в котором отдает все свое имущество (квартиру, фамильные драгоценности, коллекцию картин) своей даме сердца (гражданской жене). Завещание заверено священником, находящимся на момент смерти около завещателя.
    
    Гр.Никифорова после открытия наследства приходит с завещанием в нотариальные органы, где ей отвечают, что оно не действительно, т.к. не было удостоверено в нотариате. У гр. Комарова есть сестра, которая в соответствии с ГК 1964 года является наследницей второй очереди и имеет право на наследство при отсутствии наследников первой очереди (детей, родителей, законного супруга). Поскольку родители Комарова умерли, детей не было, а с гр.Никифоровой он не состоял в законном браке, то сестра Комарова, в средствах не стесненная, получила все наследство в полном объеме. Гр.Никифорова обратилась в районный суд. Однако он не признал завещание законным. Показания двух свидетелей, подтверждающих факт написания завещания именно Комаровым, суд подверг сомнению, а подпись батюшки - обстоятельством, не порождающим юридических последствий.
    
    И гр.Никифорова, оставшись в бальзаковском возрасте без мужа, имущества, вынуждена едва сводить концы. Как оценить данную ситуацию?
    

    Человек составил завещание, в котором определил тех своих близких, которые наиболее нуждаются в его помощи (в виде наследства) и которые ему наиболее дороги. В завещании заложена воля завещателя, и можно ли пренебречь этой волей лишь потому, что форма ее выражения не совсем соответствовала норме? В соответствии с ГК 1964 года (ст.540) завещание имеет силу, только если оно нотариально заверено. В том же ГК РСФСР сказано (ст.541), что завещание умирающего, заверенное дежурным или главным врачом, признается законным. Так почему же врач у постели умирающего пациента может принять и заверить завещание, а духовник у своего прихожанина - не может? Дело в том, что ГК РСФСР 1964 года - памятник эпохи атеистической пропаганды (Хрущев заявлял, что доживет до того времени, когда "увидит последнего попа"), поэтому отсутствие такой нормы ГК РСФСР отнюдь не выглядит странным. Странным отсутствие такой нормы в законодательстве становится сейчас. Это более чем странно для страны возрождающегося православия, в которой большинство населения (особенно в глубинке) гораздо охотнее доверили бы свое завещание духовному лицу, нежели нотариусу. Совершив краткий экскурс в историю, вспомним, что в России до 1917 года такое завещание существовало. Оно так и называлось - "духовное завещание" и составлялось в присутствии либо дьяка, либо двух свидетелей (ими не могли быть лица, в пользу которых составляется завещание). Затем завещание относилось в церковь, где и хранилось до смерти завещателя. Т.е. в православной России до 1917 года был накоплен огромный опыт "духовного завещания", к которому сегодня разумно обратиться.
    
    Однако зададимся вопросом, почему суд не признал заверенное батюшкой завещание, отказав тем самым ему в доверии? Не потому ли, что возникшие на волне духовного движения религиозные организации сомнительного толка (секты) подорвали доверие к церкви? Ведь после принятия в 1990 году Закона Российской Федерации "О свободе совести и религиозных объединениях" в Россию хлынули "десанты" иностранных (преимущественно американских) проповедников по туристическим визам, деловым контрактам, по линии гуманитарного сотрудничества. Это обычно предприимчивые проповедники, большинство из которых устремились в провинцию, где легче, чем, скажем, в Москве, привлечь внимание к своей проповеди. Свое предприятие ведут обычно с размахом: аренда залов, поддержка СМИ.
    
    Такие организации делают церковь больше похожей на популистскую организацию, чем на блюстителя духовности общества. Именно они программируют законодателя, суд на заочно недоверчивое, осторожное отношение к церкви. И именно поэтому суд не признал завещание, заверенное батюшкой, законным.
    

    Будем надеяться, что в новом ГК законодатель сможет найти разумную середину, не закрепостив зарождающийся институт "духовного завещания", но и оградив его от злоупотреблений со стороны псевдорелигиозных организаций и недобросовестных проповедников.
    
              

Помощник адвоката Е.А.Грозина,
ЮК 55 "Адвокатское бюро Нарышкиных"
Санкт-Петербургской Объединенной коллегии адвокатов
Вознесенский пр., д.41
Тел.: 314-85-27, 312-87-84
(круглосуточно)


27 ноября 2001 года N Ю1213

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование