- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Духовное завещание
Вопрос:
Моя мама - глубоко верующий человек. И на смертном одре она завещала мне все свое имущество, картины, а там были подлинники, а также квартиру и дачу. И завещание ее заверили печатью храма. А мой знакомый юрист разъяснил мне, что духовное завещание значения не имеет. Так ли это?
Ответ:
Сегодня, в период возрождения русской православной церкви, все более получают распространение "духовные завещания". Такое завещание пишет прихожанин, и оно заверяется духовным лицом. На нем ставится храмовая печать, и оно отдается на хранение в церковь.
Обычно такие духовные завещания составляются в двух случаях: когда завещатель испытывает больше доверия духовному лицу, нежели нотариусу, либо когда завещатель уходит в мир иной, не написав завещания, и уже перед самой смертью желает оформить свою волю в завещании, заверенном духовным лицом. Не будем говорить о негативных сторонах этого явления, когда духовник путем психологического давления на своего прихожанина добивается от него завещания в свою пользу или, более того, когда духовное лицо самостоятельно пишет завещание и, подделав подпись, получает наследство. Хотя, вероятно, именно эти ассоциации возникают в сознании большинства. Мы не будем об этом говорить, потому что это - наиболее уродливые формы проявления "духовного завещания" и в принципе сегодня то же самое могут делать врачи, которые по ст.541 ГК 1964 года имеют право заверять завещания умирающего. Посмотрим на "духовное завещание" с другой стороны.
Мужчина и женщина жили в свободном браке в течение 10 лет, регистрироваться не хотели. Все совместно нажитое имущество находилось в собственности мужа, а он завещания не писал, т.к. был довольно молод (40 лет). Однако внезапно он заболевает и умирает. Перед смертью он пишет в присутствии свидетелей завещание, в котором отдает все свое имущество (квартиру, фамильные драгоценности, коллекцию картин) своей даме сердца (гражданской жене). Завещание заверено священником, находящимся на момент смерти около завещателя.
Гр.Никифорова после открытия наследства приходит с завещанием в нотариальные органы, где ей отвечают, что оно не действительно, т.к. не было удостоверено в нотариате. У гр. Комарова есть сестра, которая в соответствии с ГК 1964 года является наследницей второй очереди и имеет право на наследство при отсутствии наследников первой очереди (детей, родителей, законного супруга). Поскольку родители Комарова умерли, детей не было, а с гр.Никифоровой он не состоял в законном браке, то сестра Комарова, в средствах не стесненная, получила все наследство в полном объеме. Гр.Никифорова обратилась в районный суд. Однако он не признал завещание законным. Показания двух свидетелей, подтверждающих факт написания завещания именно Комаровым, суд подверг сомнению, а подпись батюшки - обстоятельством, не порождающим юридических последствий.
И гр.Никифорова, оставшись в бальзаковском возрасте без мужа, имущества, вынуждена едва сводить концы. Как оценить данную ситуацию?
Человек составил завещание, в котором определил тех своих близких, которые наиболее нуждаются в его помощи (в виде наследства) и которые ему наиболее дороги. В завещании заложена воля завещателя, и можно ли пренебречь этой волей лишь потому, что форма ее выражения не совсем соответствовала норме? В соответствии с ГК 1964 года (ст.540) завещание имеет силу, только если оно нотариально заверено. В том же ГК РСФСР сказано (ст.541), что завещание умирающего, заверенное дежурным или главным врачом, признается законным. Так почему же врач у постели умирающего пациента может принять и заверить завещание, а духовник у своего прихожанина - не может? Дело в том, что ГК РСФСР 1964 года - памятник эпохи атеистической пропаганды (Хрущев заявлял, что доживет до того времени, когда "увидит последнего попа"), поэтому отсутствие такой нормы ГК РСФСР отнюдь не выглядит странным. Странным отсутствие такой нормы в законодательстве становится сейчас. Это более чем странно для страны возрождающегося православия, в которой большинство населения (особенно в глубинке) гораздо охотнее доверили бы свое завещание духовному лицу, нежели нотариусу. Совершив краткий экскурс в историю, вспомним, что в России до 1917 года такое завещание существовало. Оно так и называлось - "духовное завещание" и составлялось в присутствии либо дьяка, либо двух свидетелей (ими не могли быть лица, в пользу которых составляется завещание). Затем завещание относилось в церковь, где и хранилось до смерти завещателя. Т.е. в православной России до 1917 года был накоплен огромный опыт "духовного завещания", к которому сегодня разумно обратиться.
Однако зададимся вопросом, почему суд не признал заверенное батюшкой завещание, отказав тем самым ему в доверии? Не потому ли, что возникшие на волне духовного движения религиозные организации сомнительного толка (секты) подорвали доверие к церкви? Ведь после принятия в 1990 году Закона Российской Федерации "О свободе совести и религиозных объединениях" в Россию хлынули "десанты" иностранных (преимущественно американских) проповедников по туристическим визам, деловым контрактам, по линии гуманитарного сотрудничества. Это обычно предприимчивые проповедники, большинство из которых устремились в провинцию, где легче, чем, скажем, в Москве, привлечь внимание к своей проповеди. Свое предприятие ведут обычно с размахом: аренда залов, поддержка СМИ.
Такие организации делают церковь больше похожей на популистскую организацию, чем на блюстителя духовности общества. Именно они программируют законодателя, суд на заочно недоверчивое, осторожное отношение к церкви. И именно поэтому суд не признал завещание, заверенное батюшкой, законным.
Будем надеяться, что в новом ГК законодатель сможет найти разумную середину, не закрепостив зарождающийся институт "духовного завещания", но и оградив его от злоупотреблений со стороны псевдорелигиозных организаций и недобросовестных проповедников.
Помощник адвоката Е.А.Грозина,
ЮК 55 "Адвокатское бюро Нарышкиных"
Санкт-Петербургской Объединенной коллегии адвокатов
Вознесенский пр., д.41
Тел.: 314-85-27, 312-87-84
(круглосуточно)
27 ноября 2001 года N Ю1213