- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Режим свободного склада
Вопрос:
В чем особенности режима свободного склада?
Ответ:
Понятие данного режима дает статья 75 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Свободный склад - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ (далее - ТК).
Режим свободного склада регулируется главой 12 ТК, ст.ст.77-86. Свободный склад, как помещение или иное место, где действует таможенный режим свободного склада, может учреждаться при наличии лицензии Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Порядок выдачи лицензии на учреждение свободного склада и срок ее действия определяются ГТК РФ по согласованию с Российским агентством международного сотрудничества и развития.
Место, предназначенное для учреждения свободного склада, должно быть обустроено надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля, а при необходимости оборудовано двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа Российской Федерации. Владельцами свободных складов могут быть исключительно российские лица.
На свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений о свободном складе.
В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и исходя из характера товаров на осуществление операций с товарами на свободных складах могут устанавливаться отдельные запреты и ограничения. Такие запреты и ограничения в отношении свободных складов устанавливаются ГТК РФ совместно с Российским агентством международного сотрудничества и развития.
Таможенные органы Российской Федерации могут запрещать отдельным лицам осуществление операций с товарами на свободных складах, если эти лица не соблюдают положений ТК и иных актов законодательства Российской Федерации, либо отказывать таким лицам в доступе на свободные склады.
Правительство РФ и ГТК РФ в пределах своей компетенции вправе ограничивать или запрещать помещение отдельных категорий товаров на свободные склады.
В соответствии со ст.80 ТК РФ товары могут находиться на свободных складах без ограничения сроков. При наличии достаточных оснований таможенные органы Российской Федерации вправе осуществлять таможенный контроль за товарами, находящимися на свободных складах.
Таможенное оформление товаров, помещаемых на свободные склады, а также вывозимых со свободных складов, может осуществляться в упрощенном порядке, определяемом ГТК РФ.
Владельцы свободных складов ведут учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представляют таможенным органам Российской Федерации отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК РФ. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах свободных складов, должны отражаться в учетных документах.
При ввозе иностранных и российских товаров в свободные таможенные зоны или помещении их на свободные склады таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются (ст.82 ТК).
При ввозе товаров с территории со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и при вывозе товаров со свободных складов за пределы Российской Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются, и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.
При отсутствии сертификата товар рассматривается как российский в целях взимания вывозных таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики при вывозе и как иностранный - в иных целях (ст.83 ТК).
При помещении товаров, предназначенных для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня возврата таможенных пошлин, налогов или освобождения от них.
При возвращении товаров, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации, со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации либо при неосуществлении фактического вывоза в течение установленных сроков уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам (ст.84 ТК). Ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, которое поместило товары на свободный склад (ст.85 ТК).
При ликвидации свободного склада по истечении срока действия лицензии либо по желанию владельца, а равно при аннулировании или отзыве таможенными органами Российской Федерации лицензии на учреждение свободного склада с даты принятия такого решения свободный склад становится складом временного хранения. Хранение товаров на складе временного хранения осуществляется в соответствии с ТК. Общий срок нахождения товаров на складе временного хранения не может превышать шести месяцев (ст.86 ТК).
Кроме того, режим свободного склада регулируется рядом ведомственных актов. Например, см. Приказ ГТК России от 21.01.2000 N 49 "О некоторых вопросах декларирования товаров, помещаемых под таможенный режим свободного склада"; Письмо ГТК России от 23.11.99 N 01-15/29776 "О применении в деятельности таможенных органов Положения об основных требованиях к содержанию технико-экономического обоснования необходимости создания свободных складов, а также необходимости создания свободных таможенных зон и осуществления на их территории" (предоставляется в таможенные органы при обращении о предоставлении лицензии на учреждение свободных складов, о представлении ГТК России в Правительство Российской Федерации о создании свободной таможенной зоны и при согласовании с таможенными органами проектов на территории свободных таможенных зон); Письмо Минэкономики России и ГТК России от 02.11.99 N СА-693; 01-23/28135 "Положение об основных требованиях к содержанию технико-экономического обоснования необходимости создания свободных складов, а также необходимости создания свободных таможенных зон и осуществления локальных проектов на их территории".
Ковалева З.Л.,
юрисконсульт НП "Информационно-правовой консорциум ,
Центр правовых услуг
[email protected]
27 ноября 2001 года N Ю1216