- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Исковые требования могут быть предъявлены только к лицу,
которое незаконно удерживает денежные средства истца,
то есть к банку, нарушившему обязательства по договору банковского счета
Вопрос:
В 1999 году между российским ЗАО и иностранным юридическим лицом был заключен договор поставки. Гарантом выступало Министерство финансов Российской Федерации. Между ЗАО и коммерческим банком был заключен договор банковского счета, на который со счета министерства в положенный срок поступили предусмотренные договором платежи. ЗАО обратилось к банку с просьбой аннулировать заявление на открытие банковского счета. Однако банк закрыл счет ЗАО с нарушением сроков, предусмотренных законодательством.
После расторжения договора банковского счета банк путем бухгалтерской проводки ошибочно зачислил спорную сумму на счет Минфина России. Техническая ошибка была исправлена.
К кому в данном случае ЗАО должно предъявлять исковое требование?
Ответ:
В описываемом Вами случае ЗАО (в дальнейшем - истец) должно предъявить иск к банку.
Согласно статье 316 Гражданского кодекса Российской Федерации зачислением на валютный счет истца денежных средств обязательство по оплате товара прекратилось надлежащим исполнением. Поэтому и обязательства Министерства финансов следует считать выполненными.
В соответствии со статьей 859 названного Кодекса банк обязан был не позднее 7 дней после получения уведомления клиента о расторжении договора банковского счета выдать ему находящиеся на счете денежные средства или по его указанию перечислить эту сумму на другой счет.
Однако в нарушение требований Гражданского кодекса Российской Федерации банк закрыл счета ЗАО с нарушением сроков.
При условии непредставлении доказательств того, что банк сообщил истцу о наличии на его счете денежных средств и просил ими распорядиться, позиция банка в свете прогнозирования развития судебного разбирательства представляется весьма невыгодной.
Подводя итоги вышесказанному, требования могут быть предъявлены только к лицу, которое незаконно удерживает денежные средства истца, то есть к банку, нарушившему обязательства по договору банковского счета. Министерство финансов Российской Федерации не является субъектом обязательства неосновательного обогащения (техническая ошибка была надлежащим образом исправлена).
Статьи 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению в отношении судебного спора, ответчиком по которому выступает коммерческий банк. Истец не имеет права требования к Министерству финансов Российской Федерации. У истца есть право требования к банку в связи с нарушением последним своих обязательств по договору банковского счета.
10 декабря 2001 года N СП234
См. решение по аналогичному делу -
постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 10 января 2001 года Дело N 7247/00