- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Командировки на выставки и ярмарки
Вопрос:
Относятся ли командировочные расходы на себестоимость продукции (для целей налогообложения), если работник командирован на выставку или ярмарку?
Ответ:
Если работник командирован на выставку или ярмарку (в пределах России или за рубежом), то правомерность отнесения командировочных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), в том числе и для целей налогообложения, целиком зависит от того, насколько доказана связь этой командировки с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
Ссылка на то, что о выставках и ярмарках говорится в подпункте "у" п.2 "Положения о составе затрат...", не является универсальным аргументом, пригодным для всех командировок на все выставки и ярмарки. Дело в том, что согласно этому подпункту на себестоимость относятся не просто затраты на выставки или ярмарки, а "затраты, связанные со сбытом продукции: упаковкой, [...] рекламой, включая участие в выставках, ярмарках...". Это позволяет относить на себестоимость расходы по командировкам на те выставки и ярмарки, где, например, командирующая фирма имеет стенд, демонстрирующий ее продукцию, или где командированным работником заключен договор на реализацию продукции фирмы.
Если же командировка свелась только к посещению выставки или ярмарки, то для отнесения затрат на себестоимость необходимо обоснование производственного характера командировки и ее связи с производством и реализацией продукции фирмы. Таким обоснованием может быть подробный отчет о посещении выставки, ярмарки (с указанием конкретных целей и результатов посещения), содержащий в качестве приложений, например, подписанный с представителем другой фирмы протокол о намерениях или предварительный договор, имеющие прямое отношение к производству или реализации продукции фирмы, командировавшей работника; полученная на выставке, ярмарке информация (проспекты, буклеты, иные документы, образцы) о сырье и материалах, которые используются командировавшей фирмой для производства ее продукции (информация о технических характеристиках, ценах, новых производителях и т.п.). Очевидно, что требуемую связь особенно трудно доказать, когда тематика выставки, ярмарки не соответствует профилю деятельности фирмы.
Если связь командировки на выставку, ярмарку с производством и реализацией продукции (работ, услуг) недостаточно убедительна, то лучше не включать затраты по командировке в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
Е.Ф.Мосин,
доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
Телефон: (812) 186-80-57
E-mail: [email protected]
1 мая 1998 года N Ю1450