- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Порядок налогообложения и бухгалтерского учета при размещении информации
в справочнике "Желтые страницы"
Вопрос:
Какие изменения произошли в 2002 году в порядке налогообложения и бухгалтерского учета при размещении информации в справочнике "Желтые страницы"?
Введено понятие "периодическое издание", как это относится к справочнику "Желтые страницы"?
г.Санкт-Петербург
Ответ:
С 1 января 2002 года утрачивают силу подпункты 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, в которых указывалось на освобождение от налогообложения:
- операций по реализации научной и учебной книжной продукции, а также деятельности по ее производству и реализации,
- операций по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Президентом РФ 28 декабря 2001 года был подписан Федеральный закон N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Во-первых, в указанном законе содержится положение от том, что к операциям по реализации продукции средств массовой информации, которые освобождались от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 21 пункта 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года, относятся в том числе операции по размещению информационных сообщений в периодических печатных изданиях нерекламного и неэротического характера (статья 2).
Во-вторых, указанный Закон дополняет список товаров (работ, услуг) при реализации которых применяется налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 10%. В частности, по ставке 10% с 1 января 2002 года будут облагаться:
- реализация периодических печатных изданий, за исключением печатных изданий рекламного и эротического характера;
- услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в указанных изданиях.
Перечисленные пункты имеют к справочнику "Желтые страницы" непосредственное отношение.
Законом определено понятие "периодическое издание". Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер, и выходящее в свет не реже одного раза в год. Данное определение идентично определению из Закона "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1. Таким образом, если до 01.01.2002 справочник "Желтые страницы" имел статус периодического печатного издания, то с 1 января 2002 года услуги по размещению информационных объявлений в указанном справочнике облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10%.
Напоминаем Вам, что вышеперечисленное не относится к изданиям рекламного и эротического характера. Согласно статье 12 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе", периодическое печатное издание не является рекламным, если реклама не превышает 40% объема одного номера периодического издания.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций в 2002 году не менялись, они утверждены приказом Минфина РФ от 06.05.99 N 33н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99".
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п.9 ПБУ 10/99 для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.
Расходы организации, размещающей свою информацию в справочнике «Желтые страницы» являются коммерческими расходами, связанными с продвижением и реализацией продукции, работ, услуг. Коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
На наш взгляд, признание расходов, связанных с размещением информации об организации в справочнике «Желтые страницы» в качестве расходов по обычным видам деятельности, целесообразно производить в том году, когда информация будет фактически размещена в справочнике, именно в этот период осуществленные расходы станут приносить доход.
До этого момента такие расходы организаций, размещающих информацию, нами рекомендуется учитывать в составе расходов будущих периодов (счет 97 «Расходы будущих периодов» по новому плану счетов) в случае подписания акта о приемке выполненных работ (иных подобных документов), в противном случае на счете учета авансов выданных (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»).
Для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с 25 главой НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
В состав прочих расходов согласно п.27 ст.264 НК РФ включаются расходы на сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
На основании п.44 ст.264 НК РФ к прочим расходам также относятся потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Расходом признается стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:
для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;
для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.
Гордеев П.В.,
Лазутина В.А.,
консультанты «Объединенной Консалтинговой Группы»
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 64
Тел.: (812) 325-4860, факс: (812) 325-48-63
E-mail: [email protected]
16 января 2002 года N А1282