- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Порядок произведения расходов по предоставлению льгот военнослужащим
Вопрос:
На основании Федерального закона от 27 мая 1998 года за N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» наша организация обязана предоставлять льготу по абонентской плате за услуги телефонной связи в размере 50%. Однако с момента принятия данного Закона финансирование в бюджете нашего государства на данные цели не предусматривалось. Имеем ли мы право, в свете сложившейся ситуации и в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (ст.83), а также с учетом норм Законов «О федеральном бюджете» на 2000, 2001 и 2002 годы не предоставлять такую льготу?
г.Биробиджан
Ответ:
В соответствии со ст.15 Федерального закона РФ N 76-ФЗ от 27.05.98 «О статусе военнослужащих» (далее по тексту - ФЗ N 76-ФЗ) «Военнослужащим ... предоставляются льготы по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими в размере 50 процентов. Расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, производятся за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
Вышеназванный порядок произведения расходов по предоставлению льгот военнослужащим регламентирован постановлением Правительства РФ N 790 от 12.07.96 «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих». При этом, необходимо обратить внимание на то, что дата принятия постановления Правительства РФ N 790 является более ранней по сравнению с датой принятия ФЗ N 76-ФЗ. Это объясняется тем, что хотя вышеназванное постановление Правительства РФ и определяет порядок, указанный в ст.15 ФЗ N 76-ФЗ, тем не менее оно было принято в развитие ранее действующего до ФЗ N 76-ФЗ закона.
В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ N 790 «Возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентной плате за пользование ими, производить за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие (в том числе погибшие и умершие) и граждане, уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу».
Таким образом, необходимо проанализировать нормативные правовые акты, содержащие информацию о выделении из федерального бюджета денежных средств на эти цели.
Если проанализировать Федеральные законы РФ N 227-ФЗ от 31.12.99 «О Федеральном бюджете на 2000 год», N 150-ФЗ от 27.12.2000 «О федеральном бюджете на 2001 год» и N 194-ФЗ от 30.12.2001 «О Федеральном бюджете на 2002 год», то можно установить следующее:
1) В Федеральном законе РФ N 227-ФЗ от 31.12.99 «О федеральном бюджете на 2000 год» действительно прямо не предусмотрено выделение из федерального бюджета денежных средств для возмещения расходов, связанных с реализацией льгот военнослужащим, предусмотренных ст.15 ФЗ N 76-ФЗ. Однако, по нашему мнению, косвенными доказательствами выделения в 2000 году из федерального бюджета денежных средств на эти цели являются:
а) В данном Федеральном законе предусмотрено выделение средств на «содержание Вооруженных сил РФ». По нашему мнению, можно предположить, что выделение средств на содержание вооруженных сил РФ включает в себя и средства на предоставление льгот военнослужащим, предусмотренных действующим законодательством РФ - в частности, ст.15 ФЗ N 76-ФЗ.
б) В соответствии с п.4 ст.83 Бюджетного кодекса РФ «В законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию». Однако в Федеральном законе РФ «О Федеральном бюджете на 2000 год» отсутствуют нормы, отменяющие или приостанавливающие действие норм ст.15 ФЗ N 76-ФЗ, предусматривающих соответствующие льготы.
2) В Федеральном законе РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000 «О федеральном бюджете на 2001 год» прямо не предусмотрено выделение из федерального бюджета денежных средств для возмещения расходов, связанных с реализацией льгот военнослужащим, предусмотренных ст.15 ФЗ N 76-ФЗ. Однако, по нашему мнению, доказательствами выделения в 2001 году из федерального бюджета денежных средств на эти цели являются:
а) Выделение денежных средств из федерального бюджета, направляемых в конкретные федеральные органы исполнительной власти для предоставления льгот военнослужащим.
б) В приложении N 41 «Распределение ассигнований из федерального бюджета на 2001 год, направляемых на текущее содержание Вооруженных сил Российской Федерации» к Федеральному закону РФ «О федеральном бюджете на 2000 год» предусмотрено отдельной строкой выделение денежных средств на «обеспечение льгот и компенсаций военнослужащим».
3) В Федеральном законе РФ N 194-ФЗ от 30.12.2001 «О федеральном бюджете на 2002 год» доказательствами выделения в 2002 году из федерального бюджета денежных средств на эти цели являются:
а) В соответствии со ст.57 вышеназванного Закона предусмотрено выделение денежных средств на возмещение расходов, связанных с реализацией льгот военнослужащим, предусмотренных в ст.15 ФЗ N 76-ФЗ.
б) Как и в 2001 году, предусматривается выделение денежных средств из федерального бюджета, направляемых в конкретные федеральные органы исполнительной власти для предоставления льгот военнослужащим.
в) В приложении N 35 «Распределение ассигнований, направляемых на текущее содержание Вооруженных сил Российской Федерации» к Федеральному закону РФ «О федеральном бюджете на 2002 год» предусмотрено отдельной строкой выделение денежных средств на «обеспечение льгот и компенсаций военнослужащих».
На основании проведенного анализа Федеральных законов РФ N 227-ФЗ от 31.12.99 «О Федеральном бюджете на 2000 год», N 150-ФЗ от 27.12.2000 «О федеральном бюджете на 2001 год» и N 194-ФЗ от 30.12.2001 «О Федеральном бюджете на 2002 год» можно сделать следующие выводы:
1) Выделение в 2000 году из федерального бюджета денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим, предусмотренных ст.15 ФЗ N 76-ФЗ, является спорным. Здесь может быть два мнения:
а) Согласно первому из них в 2000 году из федерального бюджета выделялись денежные средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим, предусмотренных ст.15 ФЗ N 76-ФЗ (косвенные доказательства приведены выше). В этом случае непредоставление военнослужащим льгот, предусмотренных ст.15 ФЗ N 76-ФЗ, является неправомерным.
б) Согласно второму из них, в 2000 году из федерального бюджета не выделялись денежные средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим, предусмотренных ст.15 ФЗ N 76-ФЗ. Однако, по нашему мнению, даже и в этом случае организация не вправе отказывать военнослужащим в предоставлении льгот, указанных в ст.15 ФЗ N 76-ФЗ, ввиду следующих оснований:
- не выполнен п.4 ст.83 Бюджетного кодекса РФ, о котором упоминалось выше (т.е. на 2000 год Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» не отменены льготы для военнослужащих, предусмотренные ст.15 ФЗ N 76-ФЗ);
- ссылка в вопросе на п.5 ст.83 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому «в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете», является неосновательной. По нашему мнению, возмещение расходов, связанных с реализацией льгот военнослужащим, предусмотренных ст.15 ФЗ N 76-ФЗ, если действие этих льгот на конкретный год не приостановлено или не отменено, является отношением между государством в лице его соответствующих компетентных органов и организациями, на которых действующим законодательством возложена обязанность по предоставлению льгот военнослужащим. Это отношение не распространяется на военнослужащих.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: в 2000 году организация должна была предоставлять льготы военнослужащим, предусмотренные ст.15 ФЗ N 76-ФЗ.
2) Поскольку в Федеральном законе РФ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено выделение из федерального бюджета денежных средств для предоставления льгот военнослужащим, хотя и без специального указания льгот, предусмотренных ФЗ N 76-ФЗ, можно сделать вывод о том, что организация должна была предоставлять в 2001 году льготы военнослужащим, предусмотренные ст.15 ФЗ N 76-ФЗ.
3) Поскольку в Федеральном законе РФ «О федеральном бюджете на 2002 год» установлено не только выделение из федерального бюджета денежных средств вообще для предоставления льгот военнослужащим, но и в отдельной статье предусмотрено выделение денежных средств на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим, предусмотренных ст.15 ФЗ N 76-ФЗ, следовательно, в 2002 году организация должна предоставлять льготы военнослужащим, предусмотренные ст.15 ФЗ N 76-ФЗ.
С.А.Вихарев,
менеджер консультационного отдела,
А.А.Рудаков,
юрист консультационного отдела,
ООО «Пром-Инвест-Аудит»,
г.Санкт-Петербург
31 января 2002 года N А1302