- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Правовое положение лиц без гражданства
Вопрос:
Будучи лицом без гражданства (постоянно проживаю на территории Российской Федерации), испытываю трудности при пересечении границ Российской Федерации и Республики Казахстан. Представители пограничной службы России не пропускают лиц без гражданства РФ на территорию Республики Казахстан, а если и пропускают - взимают за такое пересечение 500 рублей. Правомерны ли действия пограничной службы и не нарушается ли право гражданина на свободу передвижения? Прошу Вас дать разъяснения по этому вопросу и указать нормативную правовую базу.
Республика Башкортостан, г. Сибай
Ответ:
Правовое положение лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных норм и принципов международного права, международных договоров, права страны пребывания лица без гражданства (апатрида). Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации апатриды пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Из конституционного правила следует, что любое отклонение от национального режима - будь то умаление прав апатридов или их расширение по сравнению с правами российских граждан - возможно только в двух случаях: если это предусмотрено в специальных нормах федерального законодательства или международного договора РФ. Статья 2 Гражданского кодекса РФ устанавливает: “правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом”. Предоставление национального режима носит по российскому законодательству безусловный характер. Это означает, что суд или иной правоприменительный орган не вправе обусловливать распространение на иностранцев начал национального режима наличием взаимности в государстве, к которому принадлежит иностранный гражданин, за исключением случаев, когда условие о взаимности предусмотрено в федеральном законе или международном договоре России. Определяя права и обязанности иностранцев и апатридов, российское законодательство исходит из того, что они равны перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и т.п. Ни Конституция России, ни действующее законодательство не проводят различий между иностранными гражданами и лицами без гражданства. Объем их прав и обязанностей одинаков. В Законе РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-I “О гражданстве Российской Федерации” с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 года, 6 февраля 1995 года дано определение лица без гражданства. В соответствии с пунктом “в” статьи 11 Закона “О гражданстве РФ” под лицом без гражданства подразумевается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее документов, свидетельствующих о его принадлежности к гражданству другого государства.
Вы указали, что постоянно проживаете на территории России соответственно у Вас должны быть необходимые документы, указанные в Законе РФ от 15 августа 1996 года N114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (с изменениями от 24 июня 1999 года). Статья 24 этого Закона предполагает наличие у апатрида при въезде в Россию российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства его проживания, удостоверяющим его личность и признаваемым Россией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Кроме того, лица без гражданства могут постоянно проживать в России, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. В соответствии со статьей 28 Закона “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ” выезд из России апатридам может быть ограничен только в четырех случаях, если они: в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых; осуждены за совершение преступления на территории России; уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом; не выполнили обязательства по уплате налогов. Ни в каких других случаях сотрудники пограничных служб не вправе задерживать апатридов при пересечении границ России. Более того, статья 35 Закона “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ” устанавливает материальную и иную ответственность должностных лиц, по вине которых нарушены права гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона РФ “О государственной границе РФ” от 1 апреля 1993 года N 4730-1 с последними изменениями от 24 марта 2001 года не подлежат пропуску через Государственную границу лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством РФ не разрешен въезд в РФ, а также лица, в отношении которых было принято решение о запрещении выезда из РФ (органами ФСБ, МВД РФ).
Посмотрим теперь, не установлено ли каких-либо особенностей договорами между Россией и Казахстаном. Что касается пересечения границы России и Казахстана, то между нашими государствами существуют соглашения и договоры. Например, Договор РФ и Республики Казахстан о сотрудничестве и охране внешних границ, заключенный в Москве 21 октября 1994 года, в статье 2 предусматривает: “в условиях открытости государственной границы между Россией и Казахстаном стороны подтверждают, что обеспечение безопасности на внешних границах является их общим делом…”. Также существует Соглашение между РФ и Республикой Казахстан о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам, заключенное в Алматы 25 февраля 1993 года, преамбула которого гласит: “РФ и Республика Казахстан… исходя из совместных интересов осуществления скоординированных мер по обеспечению безопасности сторон на внешних границах… в условиях открытости границы между Россией и Казахстаном…”. Таким образом, в названных двусторонних соглашениях провозглашена идея открытости границы между государствами. Однако кроме декларативных принципов никаких четких механизмов и признаков открытости границы в названных актах не усматривается. Таким образом, поскольку соглашениями между Россией и Казахстаном не установлено специальных правил, к рассматриваемому вопросу полностью применимо законодательство России. В соответствии со статьей 28 Закона РФ “О государственной границе” Министерство иностранных дел РФ оформляет в пределах своей компетенции лицам без гражданства документы на право въезда в Россию и на право выезда из России, а также обеспечивает режим пребывания лиц без гражданства на территории Российского государства.
Подведем итоги. Если лицо без гражданства находится на территории России (постоянно проживает) на легальном основании, то есть у него есть виза и вид на жительство, надлежаще оформленные документы, удостоверяющие личность, и ограничений при пересечении границы России с другим сопредельным государством (в частности с Республикой Казахстан) для него по законодательству России не возникает. Однако если пересечение границы происходит незаконно (например, не в пункте пропуска, по поддельным документам), то по части 5 статьи 30 Закона РФ “О государственной границе” сотрудники Федеральной пограничной службы вправе задерживать иностранных граждан и лиц без гражданства.
Что же касается вопроса о нарушении права на свободу передвижения, то в соответствии со статьей 27 Конституции России каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Из смысла статьи следует, что свобода передвижения гарантирована всем легально находящимся на территории России людям, но в пределах границ России. Таким образом, внутри России каждый может выбирать свое место жительства и свободно перемещаться. Однако эта норма не распространяется на случаи перемещения через границу России в другое (сопредельное) государство. В этом случае действует специальное законодательство, связанное с пересечением границы.
Часть 2 статьи 27 Конституции России гарантирует: “Каждый может свободно выезжать за пределы России”. Опять же конституционная гарантия подразумевает соблюдение соответствующего законодательства о пересечении границы.
Поскольку апатрид обладает всеми правами и обязанностями, за исключением, предусмотренными федеральным законом или международным договором России, в случае нарушения законных прав Вы можете обратиться в суд, поскольку в соответствии со статьей 433 ГПК РСФСР принцип национального режима распространяется и на область процессуальных отношений с участием лиц без гражданства.
Юрист Грудцына Л.Ю.
"Адвокат", N 2, февраль 2002 года
28 февраля 2002 года N Э965