почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
5
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

 
Выселение без суда



 Вопросы:


    1) В коммуналке, где мы проживаем в стесненных условиях, освободилась комната, т.к. наша соседка умерла. Месяца за полтора до смерти она пустила к себе жить без прописки какого-то знакомого. Теперь этот тип, который в отличие от нас не имеет никаких прав на эту комнату, отказывается ее освободить. Судебная тяжба - дело долгое. Знакомые подсказали нам, что можно обратиться не в суд, а напрямую к прокурору с заявлением о выселении самоуправщика. Как это сделать?
    
    2) Дом, где мы живем, грозит обвалом. Однако жилплощадь, на которую нас переселяют, гораздо хуже ранее занимаемой. Поэтому мы отказываемся выселиться, пока нам не предоставят равноценное жилье. Жилищные органы угрожают нам выселением с санкции прокурора. Мы же считаем, что никакой прокурор не может нас выселить, пока нам не предоставили достойное жилище. Кто прав в этой ситуации?


 

 Ответ:

     По действующему жилищному законодательству до сих пор возможно, правда, в весьма ограниченном ряде случаем, административное (т.е. без суда) выселение с санкции прокурора лиц, самоуправно занявших жилые помещения или проживающих в домах, грозящих обвалом (ст.90 Жилищного кодекса РСФСР).
    
    Подробно порядок административного выселения регулируется доныне действующим постановлением от 20.05.85 Президиума Верховного Совета СССР "О порядке применения ч.2 ст.36 "Основ жилищного законодательства СССР". Именно этим нормативным документом органы прокуратуры и в настоящее время руководствуются при рассмотрении заявлений об административном выселении.
    
    С таким заявлением может обратиться любое заинтересованное лицо или организация. Дело рассматривается прокурором в 15-дневный срок со дня принятия заявления. Прокурор обязан выяснить, имеются ли установленные законом основания для выселения; затребовать письменные объяснения от выселяемых, получить акт об отказе гражданина добровольно освободить жилое помещение, другие документы, имеющие значение для правильного разрешения дела. По результатам проверки прокурор дает санкцию на административное выселение, либо отказывает в этом, что оформляется соответствующим постановлением. В случае, если вынесено постановление о выселении, оно исполняется территориальными службами судебных приставов-исполнителей.
    
    Несмотря на кажущееся удобство и быстроту административного выселения по сравнению с выселением судебным, первое имеет ряд серьезных юридических изъянов, поэтому сфера его применения органами прокуратуры, особенно после новейших изменений жилищного законодательства, как уже сказано, крайне узка. Так, ни один из опубликованных проектов нового Жилищного кодекса РФ не содержит норм об административном выселении, и эта точка зрения представляется правильной, ибо действующий Жилищный кодекс РСФСР принят еще в 1983 году и серьезно устарел. Органы прокуратуры - не органы правосудия и не могут подменять суды при рассмотрении даже ограниченного круга вопросов, затрагивающих конституционное право граждан на жилище.
    
    Дискуссия по поводу того, что административный порядок выселения быстрее и оперативнее судебного, и поэтому прокуратуру не следует лишать таких полномочий, представляется надуманной. Действительно, на первый взгляд, жилищные органы не могут медлить и затевать судебную тяжбу, когда, например, граждане отказываются освободить дом, который завтра может рухнуть. Но введение так называемого приказного, упрощенного судопроизводства по ряду несложных гражданских дел дает возможность мировым судьям рассматривать подобные дела более оперативно, чем органы прокуратуры.
    

    Что касается вышеприведенных случаев, то в обоих примерах прокурор вряд ли даст санкцию на выселение, ибо и в первом, и во втором случае наличествует спор о праве, подведомственный суду.
    
    Так, под самоуправным вселением в административной (прокурорской) практике рассматривается вторжение лица в жилище не только с нарушением установленного порядка (ордер, прописка), но и без разрешения органов и лиц, имеющих право распоряжаться этим помещением. Как следует из первого примера, гражданин вселился в спорную комнату незадолго до смерти нанимателя, с разрешения и ведома последнего. Это обстоятельство блокирует возможность административного выселения, ибо даже временные жильцы (ст.81 Жилищного кодекса РФ) выселяются в судебном порядке. Правовой статус этого жильца не совсем ясен, но выселять его можно, с нашей точки зрения, только через суд, никакой прокурор не возьмет на себя ответственность дать санкцию на выселение в данном спорном случае.
    
    Второй случай сложнее. Если самоуправщик занимает жилище без законных оснований, без ордера и договора найма, то лица, проживающие в жилых помещениях, грозящих обвалом - наниматели, законные жильцы. Расторжение же договора найма при несогласии нанимателя возможно только в судебном порядке - это установлено еще Основами гражданского законодательства СССР 1991 года, подтверждено ныне действующим Гражданским кодексом РФ. Никакой прокурор, с учетом изменений в законе, больше не вправе во внесудебном порядке решать вопрос о расторжении договора найма, даже в столь не терпящих отлагательства случаях.
    
    Следует дополнить, что в настоящее время органы прокуратуры почти исключительно рассматривают вопросы по заявлениям о выселении лиц, самоуправно занявших жилые помещения лишь в домах государственного фонда. Эти случаи, как уже отмечалось, довольно редки. Другие виды жилищного фонда, особенно частный - вне сферы мер прокурорского реагирования, самоуправщики выселяются только через суд.
    
    Таким образом, административное выселение превратилось практически в фикцию и является по сути выполнением органами прокуратуры не свойственных им функций, что противоречит тому же Закону "О прокуратуре РФ". На наш взгляд, чем быстрее законодатели лишат прокуратуру этих полномочий, тем лучше. Судьи и адвокаты разберутся в подобных ситуациях не хуже прокуроров.
    


К.П.Федоров, доцент,

С.В.Соломонов, адвокат,
ЮК 55 "Адвокатское бюро Нарышкиных"
Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов
Вознесенский пр., д.41
Тел.: 314-85-27, 312-87-84
(круглосуточно)


14 марта 2002 года N Ю1677


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование