- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Права потребителя в случае выявления недостатков товара в течение гарантийного срока
Вопрос:
Год назад я купил телевизор. До истечения гарантийного срока телевизор сломался. Продавец говорит, что ремонт телевизора в России невозможен и его надо везти в страну-производитель. На это время он предлагает мне взять другой телевизор. Разъясните, пожалуйста, мои права в данной ситуации.
Ответ:
В соответствии со ст.469 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и со ст.4 Закона "О защите прав потребителей" (далее - Закон), потребителю должен быть продан товар надлежащего качества. Причем переданный товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым к его качеству, в момент передачи его потребителю и в течение всего гарантийного срока.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона в случае, если недостатки телевизора были выявлены потребителем в течение гарантийного срока, последний вправе потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
2) соразмерного уменьшения покупной цены;
3) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
4) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
5) расторжения договора купли-продажи. При этом по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Требование о замене товара не распространяется на технически сложные и дорогостоящие товары, однако телевизоры в их число не входят (в соответствии с постановлением Правительства от 13.05.97 N 575 "Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" ).
Таким образом, потребитель, купивший телевизор, обладает всем объемом прав, указанных выше, без изъятий.
В случае если потребитель принял решение требовать безвозмездного устранения недостатков (проще говоря, гарантийного ремонта) телевизора, недостатки, обнаруженные в нем, должны быть устранены продавцом незамедлительно, если иной срок устранения недостатков не определен соглашением сторон в письменной форме. В редакции Закона, действовавшей до 1999 года, устанавливался общий 20-дневный срок устранения недостатков товара, поэтому в принципе нужно толковать положение Закона о незамедлительном устранении недостатков как дополнительную гарантию потребителю и требовать ремонта в срок до 20 дней.
Если потребитель готов ждать дольше, он должен заключить вышеуказанное письменное соглашение с продавцом.
В любом случае в отношении товаров длительного пользования продавец обязан при предъявлении потребителем требования о ремонте товара в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет (ст.20 Закона).
В соответствии с Законом Правительство РФ постановлением от 19.01.98 N 55 утвердило Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется. Телевизоры в число этих товаров не входят.
Понятие "аналогичного" в Законе и ГК применительно к данному случаю не дается, однако из норм закона, посвященных замене товара надлежащего качества на аналогичный, можно сделать вывод, что под аналогичным понимается товар той же формы, габаритов, фасона, расцветки, размера либо комплектации. Очевидно, что аналогичный товар должен находиться в той же ценовой категории, что и основной.
После устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
Если при устранении недостатков товара была произведена замена комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта (ст.20 Закона).
В соответствии с п.3 ст.471 ГК РФ при продаже товара на все комплектующие изделия устанавливается тот же гарантийный срок, что и на основное изделие.
Хотя Законом прямо это не предусмотрено, потребитель может в большей степени защитить свои права, если при заключении соглашения о ремонте товара (см. выше) потребует исчисления гарантийного срока заново, ссылаясь на свое право на замену товара ненадлежащего качества, после произведения которой гарантийный срок на весь товар исчисляется заново (п.2 ст.21 Закона).
Если же продавец допускает просрочку выполнения требований потребителя о ремонте товара, о предоставлении на время ремонта аналогичного товара, он уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере одного процента цены товара, существующей на день удовлетворения требования в месте, в котором требование потребителя должно быть удовлетворено. Потребитель в этом случае также вправе предъявить продавцу требования о замене товара или о возврате его цены.
М.М.Матюхин,
юрист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион",
тел.324-66-75, тел./факс 176-78-64
22 марта 2002 года N Ю1707